«Актуальные проблемы расширения Шанхайской организации сотрудничества»

« Назад

«Актуальные проблемы расширения Шанхайской организации сотрудничества» 28.07.2016 16:56

24 июня 2016 г. в Общественной палате РФ был проведен круглый стол «Актуальные проблемы расширения Шанхайской организации сотрудничества, в работе которого приняло участие 44 чел., включая представителей СМИ. Всего в рамках его проведения было сделано тринадцать докладов.

Открыл круглый стол Затулин Константин Федорович, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по евразийской интеграции, а также развитию ШОС и других институтов международного сотрудничества, директор Института стран СНГ. В своем выступлении он напомнил, что 19-20 апреля 2016 г. в Сочи Общественная палата РФ и Институт стран СНГ провели Международный форум «На втором треке. Роль гражданского общества и общественной дипломатии в дальнейшем развитии и расширении Шанхайской организации сотрудничества», который собрал 327 делегатов из России и 25 иностранных государств, включая представителей Абхазии и Южной Осетии.

По его мнению, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в своей деятельности набирает обороты, что проявилось, например, в процессе ее расширения. Так, на Уфимском саммите ШОС (2015 г.) было принято решение о включении в ШОС Индии и Пакистана, на очереди находится Иран.

Существуют такие категории сторонников ШОС, как наблюдатели и партнёры по диалогу. Но этим интерес к Организации не ограничивается, потому что и другие страны, которые не относятся ни к членам ШОС (наблюдателям или партнёрам по диалогу) проявляют заинтересованность в развитии сотрудничества с рассматриваемой организацией.

Продолжает функционировать формат Форума ШОС, состоящий из делегаций, формируемых национальными исследовательскими центрами. В России эти функции выполняет Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России. И мы очень ценим работу и усилия коллег, которые заняты этим делом.

Однако Общественная палата РФ, не претендуя на истину в последней инстанции, хочет поставить вопрос о несколько большем, чем просто научные исследования или проведение экспертизы. Речь идёт о том, чтобы усилить роль гражданского общества и общественной дипломатии в развитии ШОС. Для этих целей и был создан наш Сочинский форум.

Речь идёт о том, что в нашей стране действует специальная структура - Общественная палата РФ, которая призвана в соответствии с распределением обязанностей и полномочий объединять усилия гражданского общества и нацеливать на определенный лад  работу некоммерческого сектора (НКО). Всё это, конечно, не может быть сведено к научным исследованиям или узкоформатным форумам, так как нужно масштабное включение общественных сил в евразийскую интеграцию.

Конечно, подобного рода вопросы часто остаются уделом политиков исключительно высокого уровня: президентов, министров и послов. Но без активизации некоммерческого сектора в современном обществе, в нынешних международных условиях – любое интеграционное объединение обречено на проблемы и неудачи. Это подтвердили, например, итоги проведения референдума в Великобритании, которые повергли в шок Европейский союз (ЕС). Оказалось, что ЕС не так уж и хорош, как кажется сверху. Снизу он выглядит совсем по-другому. Во всяком случае, для тех, кто проголосовал на указанном референдуме. Причем вопросы международной интеграции слишком серьезны, чтобы передоверять их полностью третьим лицам и не участвовать в дискуссии.

По мнению К.Ф. Затулина, ШОС является общей формой  глубокого сотрудничества между Россией и КНР и теми, кто присоединился к ним. Конечно, Москва и Пекин имеют своих друзей и недоброжелателей. У них по-своему выстраиваются и отношения с другими государствами Евразии.

Таким образом, вопросы расширения ШОС – это вопросы деликатные. И далеко не всегда возможно достичь взаимопонимания на официальных переговорах. Следовательно, необходима площадка для того, чтобы обсуждать совместимость тех или иных действий в ШОС, а теперь уже и в проекте, который анонсировал В.В.  Путин на ХХ Петербургском международном экономическом форуме как идею по созданию «Большой Евразии». Об этом же мы говорили и на нашем Международном форуме в Сочи, учитывая присутствие там большинство представителей стран Евразии, причем далеко не только членов ШОС. И это было вполне резонно на фоне деятельности Транстихоокеанского партнёрства и попыток создания Трансатлантического партнёрства, что сейчас активно лоббируют США.

Есть еще одна идея, которая тоже нам кажется очень важной. Вместе с распадом СССР, переменами в мире, крушением лагеря социализма, оказалось забытым Движение неприсоединения стран, которые часто называли себя «третьим миром». Последние не хотели вовлекаться в гонку вооружений и конфронтацию между странами социалистического лагеря, с одной стороны, и США и капиталистическими странами с другой. При этом сторонники Движения неприсоединения обладали самостоятельным политическим весом и решали очень серьёзные экономические вопросы в рамках этого движения. И, конечно, дух этого Движения неприсоединения витал во время нашего Форума в Сочи. Полагаю, что он также витает над такими проектами, как идея «Большой Евразии».

В завершении хотелось бы напомнить, что по итогам работы Форума была принята Декларация. Позднее мы обобщили предложения всех участников и предложили их вам в виде проекта Итогового документа Сочинского Международного форума. Считаю целесообразным его обсудить в ходе нашего заседания.  

В своем выступлении Кириллова Алевтина Григорьевна, советник Министра транспорта Российской Федерации, отметила, что Шанхайская организация сотрудничества в результате своего расширения выходит на глобальный уровень и приобретает все большее значение и влияние среди ведущих региональных организаций. В этом интеграционном процессе на территории Евразии задействовано 3,5 млрд чел. с совокупным валовым внутренним продуктом (ВВП) в 330 трлн долл. В связи с этим необходимо практическое решение проблем поставок путем создания транспортных коридоров для оптимальной передачи товаров и услуг стран-участниц ШОС. Логистическое решение этой проблемы и строительство новых путей сообщения, в том числе в виде высокоскоростного транспорта между странами ШОС, не только ускорит доставку грузов, но и существенно повысит мобильность местного населения.

Уянаев Сергей Владимирович, первый заместитель директора Института Дальнего Востока РАН в докладе «Новые члены ШОС: усиление глобальной роли и институционального значения Организации» отметил следующее. Во-первых, в 2016 г. ШОС празднует два юбилейных события: свое 15-летие и 20-летие с момента образования так называемой «шанхайской пятерки».

Во-вторых, в ШОС произошли серьезные количественные и качественные изменения. Количественные изменения: – это укрупнение Организации на Уфимском саммите ШОС (2015 г.), когда началась подготовка к вступлению в нее в качестве полноправных членов двух крупных государств Южной Азии – Индии и Пакистана, а также присоединение к Организации в качестве партнеров по диалогу государств Южного Кавказа (Армения, Азербайджан) и Юго-Восточной Азии (Непал, Камбоджа).

Качественные изменения в ШОС коснулись следующих моментов:

- в 2015 г. была принята Стратегия развития ШОС до 2025 г.;

- в 2016 г. в Ташкенте согласован план реализации данной стратегии.

С.В. Уянаев также отметил важность геополитического фактора и роста влияния Организации, которая производит 1/3 мирового ВВП.

Особое внимание он уделил Индии, которая позиционирует себя как крупный игрок в мировых делах, возможный кандидат в постоянные члены Совета Безопасности ООН и страна с динамично развивающейся экономикой (третье место в мире). Помимо этого, Индия является де-факто ядерной державой.

В связи с этим возрастает роль РИК (Россия-Индия-Китай), как центра (ядра) евразийской восьмерки. Причем инициатива создания РИК принадлежит академику РАН и премьер-министру РФ в 1998 – 1999 гг. Е.М. Примакову. В настоящее время РИК это 20% мирового ВВП, 1/5 часть суши, 40% населения Земли. Сейчас в РИК прорабатываются вопросы взаимодействия и вопросы региональной политики по линии диалога министерств и ведомств. 

Кирьянов Артем Юрьевич, первый заместитель председателя Комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ в своем докладе «Сотрудничество налоговых органов в целях прозрачности финансовых потоков, как средство повышения уровня международной безопасности» затронул тему сбора налогов в РФ и опыта такой деятельности по отношению к ШОС. Он подчеркнул, что с 2018 г. в РФ в полную силу заработает «АСК НДС-2» – система, которая базируется на электронной системе налоговых данных. Предполагается, что она будет способствовать наибольшей прозрачности проводимых платежей.

При обсуждении Итогового документа Форума, А.Ю. Кирьянов отметил необходимость гармонизации налогового законодательства в рамках ШОС. При этом он провел параллель с опытом ЕС в данной области, где со всех государств-членов ЕС взимается общий налог.

Он также указал на некоторую напряженность в отношениях внутри ЕАЭС, приведя в качестве примера взаимодействие России и Казахстана по акцизным сборам. В заключение, А.Ю. Кирьянов подчеркнул, что повышение уровня безопасности невозможно без прозрачной финансовой политики в рамках ШОС.   

Евсеев Владимир Валерьевич, заместитель директора Института стран СНГ, заведующий Отделом евразийской интеграции и развития ШОС, в докладе «Первые итоги саммита ШОС в Ташкенте» обратил внимание на высокий уровень представительства на рассматриваемом саммите. Так, государства-наблюдатели ШОС Индия, Пакистан, Монголия, Афганистан и Белоруссия были представлены на высшем уровне. Это свидетельствует, в том числе, о высоком международном авторитете Организации.

В то же время на саммите ШОС в Ташкенте не присутствовал президент Ирана Хасан Роухани, что может означать снижение интереса Тегерана к этой организации. В таком случае Иран может не попасть в первую волну расширения ШОС, после которой начнется достаточно продолжительный период переформатирования Организации, продолжительностью до пяти-семи лет.

Сумский Виктор Владимирович, директор Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД РФ в своем докладе «Основы и перспективы взаимодействия ЕАЭС, ШОС и АСЕАН» заметил, что в декабре 2015 г. президентом России В.В. Путиным была высказана инициатива о сопряжении по линии ЕАЭС-ШОС-АСЕАН. Тогда экспертные точки зрения на эту инициативу носили дифференцированный характер: от скептических до негативных. Причем для многих указанная инициатива показалась экспромтом со стороны В.В. Путина.

Тем не менее, в мае 2015 г. было инициировано сопряжение двух проектов: ЕАЭС и «Экономического пояса «Шелкового пути», а также подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.

Ранее был подписан меморандум о сотрудничестве между ШОС и АСЕАН, а в 2015 г состоялась встреча генеральных секретарей этих организаций. В 2016 г. прошел ряд крупных международных форумов, включая саммит Россия-АСЕАН, который состоялся 19-20 мая в г. Сочи. Все это способствовало расширению интеграционного пояса Евразии.

В.В. Сумский сделал вывод о том, что для России достаточно трудно вписаться в чужие международные структуры, поэтому для минимизации ущерба необходимы, во-первых, иметь собственные интеграционные форматы (региональные, субрегиональные). Во-вторых, Россия должна провести реинтеграцию постсоветского пространства к формату предложенного В.В. Путиным проекта «Большая Евразия». В-третьих, РФ обязана противостоять Транстихоокеанскому и Трансатлантическому партнерствам.

В заключение он высказал мысль о том, что любая стратегия подвержена некоторой динамике. И именно в стратегии проявляется состоятельность России как государства, которое грамотно выстраивает политику на восточном и западном направлениях.

Чрезвычайный и полномочный посол Бурляй Ян Анастасьевич, заместитель председателя ассоциации российских дипломатов, в докладе «Взаимодействие стран-членов ШОС в интересах борьбы с международным терроризмом в социальных сетях» сделал акцент на идеи сплочения ШОС в борьбе с международным терроризмом. В этом, по его мнению, главенствующую роль играет идеология.

Я.А. Бурляй отметил, что террористы пытаются вербовать и зомбировать молодое поколение посредством социальных сетей. Поэтому при Общественной палате РФ создан Координационный совет по противодействию терроризму. Однако этого недостаточно, нужно создать соответствующий центр при РАТС ШОС.

Замараева Наталья Алексеевна, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, в докладе «Пакистан - полноправный член ШОС: перспективы и вызовы» отметила следующее.

В приоритетах внешней политики Исламской Республики Пакистан на первом месте стоит стратегическое сотрудничество с Китайской Народной Республикой, товарооборот с которой составляет 19 млрд долл. На втором месте находится региональное сотрудничество со странами Центральной Азии, и только на третьем месте – развитие сотрудничества с ШОС.

С ее точки зрения, необходимо всестороннее развитие отношений между Россией и Пакистаном, так как в приоритетах внешней политики Исламабада РФ занимает всего девятое место. При этом двусторонний товарооборот равен 500 млн долл., уступая место ЕС, США, АСЕАН и странам Южной Азии.

Н.А. Замараева обозначила выгоды в ШОС для Исламабада. Во-первых, Пакистан – это бедная на природные ресурсы страна, находящаяся в постоянном политическом кризисе. При этом общемировой ВВП Пакистана составляет всего 3%. В связи с этим целесообразно в российско-пакистанских отношениях развивать оборонное и энергетическое сотрудничество (например, строительство газопровод на территории Пакистана).

Во-вторых, в Пакистане сохраняется внутриполитическая напряжённость между демократической и военной частями элиты. Но при этом инициатива по интеграционным процессам, в том числе и в ШОС, исходила от военных, которые в дальнейшем стимулировали межпарламентское взаимодействие Пакистана с другими государствами.

Далее она коснулась вопросов регионального взаимодействия:

- афганский фактор (пограничная линия Дюранда, которую признает Пакистан, но не признает Афганистан), а также наличие в Пакистане до 4,5 млн афганских беженцев, которые в перспективе могут попасть на север Афганистана;

- индийский фактор; сейчас на индо-пакистанской границе нет боевых действий, но это не значит, что исчезли противоречия (они лишь перешли на принципиально другой уровень).

Н.А. Замараева отметила, что Пакистан лоббирует интересы Китая как стратегического партнера и противодействует любому транзиту индийских товаров в Иран и Афганистан. В заключение она рекомендовала четко разграничивать цели ШОС и китайского проекта «Один пояс, один путь».   

Нессар Омар, директор Центра изучения современного Афганистана, в докладе «Перспективы деятельности Афганистана в ШОС» отметил влияние на ситуацию в стране как глобального, так и регионального факторов. При этом внешний фактор в Афганистане, а именно противоборство внешнеполитических сил, превалирует над внутренними проблемами. Это служит одной из причин, почему эта страна является тормозом в развитии евразийских процессов.

Дунаева Елена Викторовна, старший научный сотрудник сектора Ирана Института востоковедения РАН в докладе «Иран и ШОС: перспективы взаимодействия» отметила, что Исламская Республика Иран (ИРИ) выступает как стабилизирующий фактор на Ближнем и Среднем Востоке. Помимо этого, ИРИ обладает военным и транспортно-логистическим потенциалом, а также опытом борьбы с исламским радикализмом.

С 2005 г. ИРИ имеет статус страны-наблюдателя в ШОС. Это позволило, например, говорить о возможности создания Энергетического клуба ШОС.

Е.В. Дунаева коснулась взаимодействия между Ираном и ЕАЭС. В частности, она предложила создать совместные логистические компании, а также развивать сотрудничество в гуманитарной сфере (в том числе в сфере светского и религиозного образования, а также туризма). При этом был особо отмечен цивилизационный индо-иранский фактор в борьбе с радикальным исламом.

Отдельно она рассмотрела проблемы вступления ИРИ в ШОС в качестве полноправного члена. Этому препятствуют следующие причины:

а) антиамериканизм, то есть внутриполитическая борьба западного и исламского направлений во внешней политике на фоне предстоящих в 2017 г. выборов президента ИРИ;

б) контакты с исламскими организациями в Центральной Азии, но при этом ИРИ никогда не поддерживала радикальные движения;

в) позиция ИРИ по вопросу вступления в ШОС Индии и Пакистана (некоторая обида Тегерана и оценка вступления в Организацию как потеря части национального суверенитета).

В свою очередь Сажин Владимир Игоревич, старший научный сотрудник сектора Ирана Института востоковедения РАН, отметил несколько принципиально важных для Ирана моментов:

- ИРИ – это «кошка, которая ходит сама по себе»;

- прагматичный подход, выраженный, например, в поддержке Армении по вопросу Нагорного Карабаха;

- ШОС – для ИРИ является политико-дипломатическим «зонтиком»;

- Иран в связи с процессом снятия санкций становится экономической Меккой, преимущественно для европейских бизнесменов, однако для восстановления экономики страны необходимо 500 млрд долл. в виде инвестиций;

- национальная психология иранцев имеет два основания: исторические имперские предпосылки и шиитская исключительность.

Арешев Андрей Григорьевич, эксперт Фонда стратегической культуры, главный редактор интернет-сайта «Научное общество кавказоведов» в своем докладе «Интеграция в рамках «Большой Евразии»: на путях к преодолению разногласий» основной акцент сделал на борьбу с международным терроризмом:

а) подготовка детей-смертников и действие деструктивного культа смерти на Ближнем и Среднем Востоке;

б) информационная война «Исламского государства» через СМИ, интернет, хостинги-серверы, которых находятся в других странах).

Бахревский Евгений Владиславович, заместитель директора Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева в докладе «Образ России и культурная политика в союзных странах» уделил внимание культурной интеграции на евразийском пространстве, а также попыткам ответа на вопрос: что такое Россия как страна-цивилизация? И указал, что нет никаких четких ориентиров по этому вопросу. При этом образ России существует в нескольких ипостасях: христианская, «русский мир», Россия как настоящая Европа, Россия - красный (левый) проект. В связи с этим необходимо определиться с представлением о том, что такое российская цивилизация.

Селезнев Игорь Александрович, заместитель руководителя объединенного центра Северокавказских социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН в докладе «Перспективы расширения Шанхайской организации сотрудничества» отметил, что первоначальное партнерство РФ и КНР по вопросу Центральной Азии трансформируется в контуры нового мирового порядка за счет объединения с Южной Азией.

Бойкова Елена Владимировна, старший научный сотрудник Отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН в докладе «Экологическая безопасность в Евразии в контексте расширения многостороннего сотрудничества» указала, что Монголия заинтересована в экономическом сотрудничестве в ШОС. Но при этом стремится сохранить нейтралитет и не вступать в полноправные члены Организации.

Помимо этого, Монголия позиционирует себя как европейская страна (ассоциированное членство с ЕС). Как следствие, в июле 2016 г. в Улан-Баторе состоится Форум ПАСЕ.

По завершении круглого стола достигнута договоренность, что к 1 июля 2016 г. все присутствующие представят свои предложения по Итоговому документу Сочинского Международного форума.