Нынешняя мировая ситуация и внешнеполитическая стратегия Китая

« Назад

Нынешняя мировая ситуация и внешнеполитическая стратегия Китая 30.08.2016 10:28

Я очень рад возможности сегодня обменяться мнениями по научным вопросам с учёными и специалистами НАН Беларуси. Моё выступление содержит в себе вопросы о нынешней мировой ситуации, культурно-цивилизационном диалоге и глобальном управлении, а также о внешнеполитической стратегии Китая.

В Китае широко распространены такие древние и общепонятные стихи: «Из года в год цветут те же самые цветы, а люди меняются с годами». Такой же переменчивой и сложной оказывается и мировая ситуация.

Прошедший год показал нам такие примеры. Во-первых, глобальный финансово-экономический кризис, сказавшийся почти на всех странах мира, постепенно ослабляется, но ещё не завершился. На восстановление хрупкой мировой экономики понадобится время, причём остаётся немало негативных последствий кризиса, в том числе и беспокоящая всех «валютная война». Во-вторых, единственная сверхдержава в мире США, продолжая тенденцию к упадку, с прежними гегемоническими амбициями внесли некоторые корректировки в свою политику, но эффекты малы. В-третьих, взаимоотношения между крупными державами постоянно регулируются, в особенности заметно повышается положение новорождающихся крупных рыночных стран в взаимодействии и конкуренции с традиционным развитым миром, и многополяризация мировой архитектуры демонстрирует новую тенденцию. В-четвёртых, вокруг предотвращения ядерного распространения и противодействия терроризму ряд «горячих точек» на региональном уровне (напр. ядерные проблемы Северной Кореи и Ирана) долго остаётся в центре внимания и осложняет ситуацию региона. Тем более новые «горячие точки» непрерывно появляются в Западной Азии и Северной Африке. В этой связи срочно требуется усиление роли ООН и других соответствующих региональных организаций в обеспечении мира.

Оглядываясь на истекшие 20 лет после холодной войны, мы видим, что на протяжении первого десятилетия, то есть девяностых годов прошлого века международная ситуация развивалась в основном вокруг распада Сверхдержавы СССР. Соединённые штаты и другие западные страны старались получать выгоду от распада Советского союза и расширять её. В этих целях они ускорили распространение НАДО на восток и развязали войну в Косово. А за последнее десятилетие, то есть первые 10 лет нынешнего века главным стержнем развития ситуации явились серьёзные неудачи, пережитые другой сверхдержавой США, такие как события 11 сентября, Иракская война, и финансово-экономический кризис.

Компартия Китая на своём 17-ом съезде прокомментировала мировую ситуацию, сочтя, что мир сегодня переживает крупные перемены и крупное упорядочение. Мир и развитие по-прежнему остаются лейтмотивом нашей эпохи. Потребность в мире, стремление к развитию и стимулирование сотрудничества уже стали неудержимым веянием времени. Мультиполяризация мира необратима, экономическая глобализация идёт по линии углубления, научно-техническая революция ускоренными темпами движется вперёд, глобальное и региональное сотрудничество находится в стадии непрерывного роста, взаимозависимость между странами становится всё более тесной, соотношение международных сил развивается в сторону, благоприятную для защиты мира во всём мире, международная обстановка в целом стабильна. В то же время мир всё ещё весьма не спокоен. Гегемонизм и силовая политика по-прежнему живы, то и дело вспыхивают локальные конфликты, возникают «горячие» проблемы, глобальные экономические диспропорции усугубляются, разрыв в уровне развития Юга и Севера растёт, традиционные угрозы безопасности переплетаются с нетрадиционными, мир и развитие на планете стоят перед лицом множества сложных проблем и вызовов.

По-моему, нам следует следить за международной ситуацией и её исследовать с точки зрения развития. Необходимо изучать старое, чтобы познать новое с точки зрения истории. Надо освоить законы, чтобы рассматривать вопросы с точки зрения диалектики.

Теоретически говоря, сложность и изменчивость мировой ситуации неразрывны со следующими диалектически связанными факторами:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

1. Лейтмотив эпохи «мир и развитие» и факт «мир оказывается не мирным»

Лейтмотив эпохи определяет главное содержание деятельности человеческого общества, отражает основную тенденцию развития эпохи. Лейтмотивом нашего времени являются «мир и развитие», значит, в мире требуется мир, народы должны взаимодействовать, необходимы государственное развитие и общественный прогресс. Возможность вспышки мировой войны в традиционном смысле стала мала, что важным образом доказало точность определения данного лейтмотива. Тем не менее, разнузданные гегемонизм и силовая политика, бушующий терроризм, «горячие» проблемы относительно территории, ресурсов, этнической и религиозной принадлежности беспокоят наш мир. Более того, ежедневно обостряющаяся международная конкуренция царит в экономической, политической, военной, научно-технической, культурной, экологической и прочих сферах. Риск ядерного распространения так же продолжает расти. Нетрудно заметить, что в мировой ситуации существует то, что противоречит точке зрения об окончании холодной войны.

 

2. Многополяризация мира и унилатерализм

Мировая архитектура означает силы, оказывающие многостепенные влияния на мировое сообщество, и структурное состояние центров силы. Во время холодной войны СССР и США, как считают, формировались в биполярный мир, в то же время многополяризация уже начала развиваться. После холодной войны США осталась единственной сверхдержавой мира, притом многополяризация продолжает расти, чему важным подтверждением и стало возвышение новых крупных рыночных экономик. Соединённые Штаты всеми силами проводят одностороннюю политику, сохраняя желание построить однополярный мир, однако их сила не поспевает за собственной амбицией, что им пришлось взяться за разнообразное многостороннее сотрудничество. Несмотря на это, нынешняя мировая ситуация сложна и изменчива всё ещё из-за «горячих» проблем под воздействием американской политики, и на международную безопасность по-прежнему в значительной степени влияют междержавные отношения, главной стороной которых являются США.

 

3. Экономическая глобализация под доминированием развитого мира и развивающиеся страны

Экономическая глобализация началась в условиях маркетизации и информатизации вместе с экономических интеграцией и либерализацией. Поскольку свободное обращение элементов производства в масштабах всего мира в основном осуществляется в рамках капиталистического режима, глобализация в значительной степени приводит к мировому распространению влияния капитализма. На данный момент процессы глобализации находятся под контролем некоторых экономически развитых странах на Западе, которые пытаются превратить глобализацию в средство управления мировым сообществом. Стоя перед лицом вызова экономической глобализации, развивающиеся страны не должны сидеть сложа руки. Необходимо, признаваясь в диверсификации моделей экономического развития, приложить усилия к созданию единого и открытого мирового рынка, где сбалансированы различные интересы и устранена дискриминация, а также к формированию и совершенствованию международных правил и системы принятой практики в экономической деятельности. Только путём ускорения собственного экономического развития, снижения разницы своей страны с передовыми странами мира в экономическом уровне, эффективного обеспечения своих экономических суверенитета и интересов развивающиеся страны смогут существовать и продолжать развитие.

 

4. Многообразие мира и демократизация международных отношений

Народы разных стран, находясь на разных уровнях экономического развития с разнообразными культурами, социальными режимами и понятиями ценностей, продолжают различные формы жизни, что воплощает мировое многообразие. Все страны являются равноправными членами мирового сообщества вне зависимости от размера территории, уровня богатства и государственной мощи. Они должны уважать друг друга и вести равноправные консультации. Демократизация международных отношений требует от всех стран без исключения следовать целям и принципам Устава ООН и другим общепризнанным правилам международных отношений. Никакая страна не вправе навязывать свою волю чужим. Державы с силовой политикой осуществляют политическую гегемонию, при этом слабым странам трудно защитить свои права и интересы, что создало условия для того, чтобы экстремистские силы пошли по пути терроризма. Так что лишь в случае противодействия всем формам гегемонизма и силовой политики речь может пойти о демократизации международных отношений.

 

5. Принцип «Государственного интереса» и «обоюдный выигрыш», «всеобщий выигрыш» как принципы политики

Трения и конфликты между странами возникают чаще всего из-за диспропорции интересов. Принципы равенства и взаимной выгоды выдвинуты и для сбалансирования интересов, это и есть принципы «обоюдного выигрыша», «всеобщего выигрыша». Равноправные консультации для регулирования международных вопросов также относятся к принципам равенства и взаимной выгоды. По мере возвышения роли экономических факторов, всё резче становится борьба между странами за рынки и ресурсы. В то же время всё более вырисовывается тенденция стремления к сотрудничеству и достижению взаимодополняемости. Итак возможность благоприятного межгосударственного взаимодействия существует. Такое взаимодействие разделяется на три звенья. Начальное звено – защита собственных государственных интересов при уважении чужих, и то и другое необходимы; среднее – сосуществование конкуренции и сотрудничества, противоречий и уступок, притом сотрудничество должно быть искренним, уступки – разумными, конкуренция – в рамках правил; конечное – обоюдный или всеобщий выигрыш, а односторонней выгоды не может быть.

 

6. Мирное сосуществование стран и различие идеологии

Пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование) впервые были вынесены Китаем в середине прошлого века, в их пропаганде участвовали и Индия и Мьянма. Эти принципы отразили сильное желание защитить суверенитет и создать новый миропорядок со стороны множества стран, только обретших независимость, в процессе развала колониализма после Второй мировой войны. Они включают в себя выдающийся ум для обороны от всяких внешних агрессивных сил с помощью «мягкой мощи» и показывают огромную движущую силу от того, что мир и развитие начали превращаться в лейтмотив эпохи. Данные принципы, продолжая и развивая дух Устава ООН, наилучшим образом обобщают важнейшие основы международного законодательства и демонстрируют самые существенные признаки международных отношений нового типа. Они пригодны к странам не только с различными социальными режимами, но и с одинаковыми. В принципы не входит идеология, и способом преодоления идеологических разногласий и реализации мирного сосуществования разных стран является стремление к единству вопреки расхождениям.

 

7. Права человека и суверенитет государства

Вопрос о правах человека неизбежно поднимается на определённом историческом этапе развития человеческого общества. Соотношение между правами человека и суверенитетом государства сегодня уже находится в фокусе борьбы против гегемонизма. После холодной войны Соединённые Штаты в целях достижения мировой гегемонии всё активнее выступают в роли «поборника» прав человека, пытаясь разорвать связи прав человека с государственным суверенитетом с тем чтобы абсолютизировать права человека.

Американцы, высказываясь за ликвидацию или ограничение суверенитета страны, намерены построить так называемый «новый миропорядок», обоснованный на теории «права человека выше суверенитета государства». На самом деле, права человека ещё обозначают права человеческого коллектива, то есть народа, образуемого личностями, например право на самоопределение и право на развитие, поэтому права человека и государственный суверенитет неотъемлемы. Высказывания «права человека выше суверенитета» и «гуманитарное вмешательство» вводят в заблуждение сущность соотношения прав человека и суверенитета, что служит важным признаком нового интервенционизма и унилатерализма после окончании холодной войны.

 

8. Нетрадиционная и традиционная безопасность

Под традиционными угрозами безопасности обычно имеется в виду нападение на территорию, суверенитет, население, ресурсы и пр. со стороны внешних врагов, то есть военные угрозы, внешняя агрессия, захват территории, информационная разведка и т.д. Нетрадиционные угрозы безопасности имеют более широкие масштабы, касающиеся территории, ресурсов, политики, экономики, военного дела, культуры, науки и техники, информации и экологии, а также экспансии заболеваний, транснациональных преступлений, контрабанды и торговли наркотиками, нелегальной миграции, пиратства, отмывания денег и т.п. Причины появления подобных угроз являются и социальными, и природными. Проблемы нетрадиционных угроз безопасности связаны как с отдельными странами, так и с другими нациями и всем человечеством. Нетрадиционная безопасность по сравнению с традиционной в более широком смысле носит социальный, межнациональный и глобальный характер.

Тот факт, что всё больше остро встают нетрадиционные угрозы безопасности, имеет свои глубокие причины. Проблемы нетрадиционных угроз безопасности были незаметны в контексте биполярной конфронтации, и после холодной войны они вырисовались. Экономическая глобализация, разумеется, способствует оптимальному размещению материальных ресурсов, что приносит больше выгод всем странам мира благодаря их общему прогрессу. Однако она тем самым расширяет пропасть неравенства и разрыв между богатыми и бедными, стимулирует интернационализацию преступной деятельности и формирование глобальной террористической сети. В отношении нетрадиционных угроз безопасности нельзя лишь применять военные средства, а следует использовать политические, экономические, дипломатические, юридические и научно-технические методы в комплексном порядке. В этой связи мировое сообщество должно провести многообразное сотрудничество.

 

9. Противостояние терроризму и борьба с гегемонизмом

Терроризм противоречит течению времени и проявляет мировой характер. Террористы пользуются всякими бесчеловечными средствами для нанесения вреда безвинным жителям, нарушения социальной стабильности, что беспокоит весь мир. Терроризм в определённом смысле произошёл не сам по себе, а под негативным воздействием экономической глобализации и некого фундаментализма, в некоторых условиях с целью отмщения гегемонизму. Нельзя ни бороться с гегемонизмом путём терроризма, ни давать отпор терроризму посредством гегемонизма. Силовое противодействие силе только снижет мораль пострадавших до уровня зачинщиков зла, и дело втянется в порочный круг. 

В настоящее время с каждым днём развивается террористическая сеть, и международный терроризм даже по всей планете набирает обороны. На такую тенденцию ни одна страна в одиночку не в состоянии отреагировать. Мировое сообщество только путём консолидации сможет эффективно противостоять угрозам терроризма. Для борьбы с терроризмом необходимо разрешить коренные проблемы. Надо одновременно смягчать напряжённую региональную и мировую обстановку, ликвидировать бедность и усиливать взаимодействие в борьбе с терроризмом, применять политические, экономические, культурные и социальные меры в целях окончательного устранения терроризма.

 

10. Центральное положение ООН в защите мира и роль региональных организаций безопасности

ООН как ядро международной многосторонней системы представляет собой важную платформу для реализации мультилатерализма. На пороге разного рода угроз и вызовов роль ООН должна быть лишь усилена, а не ослаблена. Так что необходимо настойчиво отстаивать цели и принципы Устава ООН, и в дальнейшем проявлять позитивную роль ООН и её Совета безопасности в регулировании международных проблем, защите глобального мире. Никакая отдельная страна и никакое объединение государств не должно в международных делах использовать ООН только в нужное время, и обходить её, когда она не нужна.

ООН подлежит рациональному реформированию в целях повышения эффективности работы, решения вопросов, представляющих наибольший интерес для разных сторон, укрепления доминирующей роли ООН в международных делах, улучшения её способностей к противодействию новых угроз и вызовов, а также на более высоком уровне отражения общего зова и запросов со стороны большого количества развивающихся стран.

Вопросы национальной, региональной и мировой безопасности переплетены между собой. В этих условиях требуется формирование сети механизмов защиты глобального мира и безопасности. При острой международной ситуации возрастает роль региональных организаций безопасности. Следует стимулировать дальнейшее укрепление связей и сотрудничества ООН с другими международными и региональными объединениями, совершенствовать многосторонний механизм содействия и взаимного дополнения всех структур, ядром которого является ООН.

Юй Суй, Профессор Китайского Исследовательского Центра«Современный мир» , член Международной академии гуманитарных и естественных наук