От дальнего соседства к будущему партнерству

« Назад

От дальнего соседства к будущему партнерству 14.09.2016 12:07

Баланс сил в Восточной Азии кардинально изменился в результате относительного уменьшения влияния Соединенных Штатов, впечатляющего подъема Китая и длительного, в течение 20 лет, застоя в экономике Японии. В результате, стратегическая обстановка вокруг России и Японии стала очень сложной, что делает разработку долгосрочной стратегической концепции взаимоотношений между странами крайне сложной. Некоторые проблемы последствий Второй мировой войны и холодной войны остаются нерешенными, в том числе разделение Корейского полуострова между Северной и Южной Кореей, непростых отношений между Китайской Народной Республикой (КНР) и Республики Китая (Тайвань), споры по поводу суверенитета островных территорий, на которые претендуют Китай, Япония, Тайвань, Корея и Россия. В регионе также наблюдаются угрозы безопасности более позднего периода - в первую очередь ракетно-ядерного развития Северной Кореи, конкурирующего территориального суверенитета и морских пограничных претензий в районе Восточного и Южно-Китайского морей. Каждый из этих аспектов является серьезной причиной напряженности и может поставить под угрозу мирное и стабильное развитие отношений между странами на глобальном уровне.

Российские и японские лидеры сталкиваются с серьезными проблемами также и во внутренней политике. По мере того, как Россия собирается выйти из ситуации политической нестабильности, экономической стагнации и социальной нестабильности постсоветского периода, стремление администрации Путина остановить расширение НАТО на Восток привело к включению Крыма и военной поддержки пророссийских сил на востоке Украины. Это вызвало в ответ введение санкций со стороны США и их западных союзников, которые, наряду с резким падением цен на энергоносители, ввергли Россию в серьезный экономический кризис. Граждане России показали свою хорошо известную устойчивость к условиям ежедневных трудностей, а также к попыткам Запада изолировать и ослабить Россию. Тем не менее, экономические проблемы в стране не могут не ограничивать инициативы, как во внешней, так и во внутренней политике Москвы, в том числе поворота на восток, то есть углубление отношений со странами Восточной Азии, чтобы компенсировать ухудшение отношений с Западом.

Япония также сталкивается с рядом серьезных проблем внешней и внутренней политики. После двух десятилетий экономического застоя, известного как "потерянных десятилетий", администрация Абэ запустила экономическую программу активизации деятельности, известную, как «Абэномика», включая снижение курса национальной валюты, ослабление денежной массы и структурные реформы. Несмотря на некоторые признаки экономического подъема, последнему из трех «пунктов абэномики» не удалось, по мнению большинства, повысить уровень корпоративного и потребительского доверия в восстановлении экономики резко упал, и Япония попала в фазу нового экономического спада. Сокращение численности и старение населения страны также угрожает стремлению правительства к патриотической солидарности. На международном направлении, администрация Aбэ приняла новую политику безопасности под знаменем «активного пацифизма». Правительство предприняло шаги по расширению роли Японии в двустороннем союзе с Соединенными Штатами путем введения изменений в конституцию страны, чтобы позволить участие Сил самообороны в коллективных действиях самообороны за рубежом. Принятие законодательства по осуществлению пересмотренной политики национальной безопасности и новые руководящие принципы для оборонного сотрудничества с Соединенными Штатами, а также значительное увеличение военного бюджета являлись основными мерами. Администрация Абэ также приступила к осуществлению крупной реорганизации сил обороны, чтобы противостоять Китаю и его агрессивному поведению в районе Восточного и Южно-Китайского морей. Тем не менее, значительная часть общества остается в опасении по поводу изменения конституции и нежелания Японии быть втянутой во внешние военные действия, которые будут угрожать безопасности ей самой. В то же время, Япония до сих пор пытается справиться с последствиями Второй мировой войны, в том числе с проблемой территориальных споров с Китаем, Кореей и Россией, а также компенсаций жертвам японской войны, которые были вынуждены работать во время войны на промышленных предприятиях Японии.

В этих условиях, ни Россия, ни Япония не имеют возможности развивать стратегическое видение их долгосрочных отношений, гораздо меньшие, чем их участие в многостороннем диалоге по созданию нового мирового порядка. Без такого видения, могут ли две страны преодолеть наследие прошлой истории и установления отношений доверия и дружбы, которые определяют себя как великие мировые державы, вносящие вклад в глобальный мир и процветание? Какие шаги они должны предпринять, чтобы выполнить это требование? Российские и японские лидеры также не могут игнорировать растущее значение внутреннего общественного мнения относительно своей внешней политики. Каково состояние общественного мнения в обеих странах по отношению друг к другу? Желают ли простые граждане улучшения отношений? Эта статья представляет собой попытку ответить на эти вопросы.

 

Слишком разные уроки истории и тупик в вопросе территориальных споров

 

Одной из наиболее важных причин, почему большинство японцев не испытывают симпатии по отношению к России и рассматривают японско-российские отношения так же негативно, как и во времена после Второй мировой войны оккупации малых островов, называемых в Японии как северные территории, а в России как южные Курилы. До тех пор пока отношения между Россией и Японией остаются натянутыми в вопросах территориального спора и не могут заключить мирный договор, туман истории вряд ли рассеется.

Советские и российские власти утверждают, что острова являются законными трофеями войны в соответствии с условиями Потсдамской декларации и неотъемлемой частью своей национальной территории, и большинство россиян поддерживают позицию своего правительства и выступают против передачи любого из островов Японии. Например, опрос Левада-Центра с 1990 до 2011 года показал лишь от 4 до 11% респондентов поддержали идею территориальной передачи в Японию и подавляющее большинство (67-90%) было против этого. Правительство Японии настойчиво утверждало, что острова являются неотъемлемой частью их территории, а контроль СССР/России над островами с 1945 года является незаконным и несправедливым. Эти территории не были включены в территории Японии, но согласились с условиями мирного договора в Сан-Франциско в 1951 году, который Советский Союз не подписал. Цель этой статьи состоит не в том, чтобы, чтобы вынести решение о законности претензий любой из сторон. Скорее всего, это просто показать, что лежит в основе негативного отношения к России со стороны правительства и населения Японии.

Бывший посол России в Японии Александр Панов утверждает, что за пределами территориального вопроса, "нет никаких других препятствий для установления подлинно партнерских отношений между Россией и Японией". Он считает, "объективная реальность состоит в том, что это весьма маловероятно, что национальный интересы России и Японии вступают в конфликт по любому принципиальному аспекту их отношений, в настоящее время или в будущем - будь то политика, экономика или безопасность." Он даже утверждает, что «проблема Украина-Крым не затрагивает каких-либо серьезных интересов Японии", "Россия не представляет угрозу для Японии", "здесь нет угрозы для России и со стороны Японии" и "скорее всего, есть взаимное желание обеспечить стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, прежде всего, в Северо-Восточной Азии".

Какой густой этот туман истории и он, скорее всего, вряд ли рассеется в ближайшем будущем? Панов отмечает: "В истории их (российско-японских) двусторонних отношений, особенно тех, которые касаются территориального спора, многочисленные попытки закончились частичной или полной неудачей", что привело к "разочарованию с японской стороны" и это "препятствует дальнейшему развитию отношений". Вместе с тем он отмечает, что многие россияне «видят необходимость создания новой структуры, в разъяснении стратегического значения этих отношений, в процессе улучшения экономических отношений и отказе от каких-либо ультиматума, связанные с территориальными вопросами». Министр Абэ добился резкого сдвига в подходе Японии, к "восстановлению диалога между Токио и Москвой, потому что, по словам Панова, японский лидер хотел "найти способ решения территориальной проблемы", а также "предотвратить появление сильного антияпонского партнерства между Россией и Китаем". Он напоминает нам о том, как президент Путин на встрече с премьер-министром Иосиро Мори в 2001 году "подчеркнул присутствие статьи 9 Совместной декларации 1956 года, которая предвосхитила передачу Хабомаи и Шикотан Японии, после подписания мирного договора, и предложил, чтобы обе стороны начали обсуждение этой статьи". Бывший посол отмечает, однако, это "радикальное изменение отношения к статье не вызывало адекватной реакции со стороны японского руководства" и тупиковая ситуация продолжилась. Именно на этом фоне, Панов напоминает нам, что президент Путин предложил в марте 2012 года обсуждение данного вопроса в соответствии с принципом «ничьей» («хикиваке»). Предложение российского президента побудило японцев рассуждать о значении термина, применяемого в дзюдо: это означает "тянуть" или "связать". Некоторые наблюдатели предполагали, что Россия может быть готова отдать Хабомаи и Шикотан в Японию, сохраняя при этом контроль над другими спорными островами. Другие эксперты предположили, что Путин намекал, что обе стороны могли бы согласиться на деление всей площади спорных островов пополам.

Такие предположения нельзя сбрасывать со счетов. Увлечение Путина дзюдо хорошо известно и его ссылка на терминологии дзюдо не только является символической, но и  проявляет личности российского президента. Можно было бы даже предположить, что дзюдо каким-то образом влияло на его отношение к жизни. Он считает, что дзюдо учит своих последователей этой философии ценности уважения. В интервью в декабре 2015 года, Путин отметил, что "это не команда, вы можете не прятаться за товарища по команде, за тренера ... вы должны столкнуться с вашим противником лицом к лицу. Философия дзюдо, по моему мнению, чрезвычайно глубока ... Уважение к противнику, тренеру, команде. Это чрезвычайно важная вещь. Она называется «мягкий прием». Это не радикальный прием, но очень эффективный".

Бывший высокопоставленный японский дипломат Кадзухико Того отмечает, что Россия и Япония упустили возможность найти взаимоприемлемое решения территориальной проблемы и мирного договора в соответствии с принципом «ничьей» Путина, и рисует довольно мрачную перспективу для прорыва процесса переговоров по территориальному вопросу. Тем не менее, он утверждает, что, если Россия и Япония готовы возобновить переговоры, они должны принять принцип «ничьей», при условиях которой обе стороны только выигрывают. Затем он говорит о том, что "достаточно точный" ответ можно найти в так называемой формуле "два плюс альфа", в результате чего Россия согласится передать контроль над островками Хабомаи и острова Шикотан Японии. Стороны могут проводить переговоры, о том что "альфа" может означать. Посол Того ссылается на предложение, которое он обсуждал совместно с послом Пановым в 2013 году, в соответствии с которым Россия согласится передать острова "Хабомаи и Шикотан (Японии), как это предусмотрено в Совместной декларации 1956 года, а также создать специальную совместную экономическую зону на острове Кунашир и Итуруп со специальным совместно-правовым статусом приемлемым для обеих сторон". В поддержку этой формулы, посол Того напоминает о том, что президент Путин «стал первым президентом, который официально признал Совместную декларацию 1956 года».

 

Ограниченные контакты между русскими и японцами

 

В то же время, обычные российские и японские граждане мало общаются друг с другом, и на сегодняшний день нет никакого желания изменить существующее положение. Их взаимное восприятие и ожидания далеки от идеала и недостаточны для улучшения отношений между странами. Отношения русского народа и японского народа не совсем добрососедские. Причем граждане России относятся более дружелюбно к Японии, чем японцы относятся к России.

Опросы общественного мнения Левада-Центра в 2000-е годы и в начале 2010-х годов показал, что от 67до 82% респондентов высказывались об отношениях к Японии в целом как "очень хорошие" или "в основном хорошие", по сравнению с только от 7 до 20 % респондентов, которые оценили как "плохие" или "очень плохие". По данным опросов Центра, проведенных в 2005, 2010, 2015 и 2016, только от 3 до 6 % респондентов назвали Японию в качестве одной из пяти стран «самых недружественных и враждебных по отношению к России». В отличие от этого, опросы общественного мнения в Японии на протяжении многих лет показывают, что японцы не чувствуют симпатии по отношению к России. Исследования кабинета министров Японии в 2005, 2010 и 2015 году показали, что

16,2% респондентов положительно относятся к России, 14,0% и 17,4% соответственно. Неблагоприятно по отношению к России высказались 77,6 %, 82,4% и 79,3%. Тем не менее, большинство японцев рассматривают отношения между Японией и Россией как "не очень хорошие", но выражают желание, чтобы эти отношения улучшались.

 

Ограниченные экономические отношения: потенциал по сравнению с

реальностью

 

Экономика России и Японии в значительной степени дополняют друг друга, но их двусторонние торговые и инвестиционные отношения носят весьма ограниченный характер. С одной стороны, Россия, с ее огромными энергетическими и другими запасами природных ресурсов, является очень заманчивым торговым партнером для Японии. С другой стороны, Россию привлекает огромный капитал и промышленные технологии Японии, а также ее высококачественные промышленные и потребительские товары. В цитируемой выше публикации, посол Панов отмечает: «Существует мало шансов, что страны будут конкурировать за рынки сбыта. Действительно, кажется, очень маловероятно, что какой-либо экономический конфликт возникнет между двумя странами». Он разочарован тем, что товарооборот между двумя странами находится на значительно более низком уровне, чем их потенциал, общий оборот России с Японией лишь около 4% и доля России в торговле Японии лишь 1,8%».

Как кризис на Украине пострадал на отношения России с Японией? По словам Панова двух стран торговые и инвестиционные отношения не подверглись влиянию в сколько-нибудь значительной степени. Тем не менее, участие Японии в санкциях против России под руководством США привело к растущей российской антипатии к Японии. Довольно символические санкции Японии против России, похоже, не оказали существенного влияния на материальные или политические интересы России, но их необходимо рассматривать на фоне довольно недружественного отношения к России со стороны Запада. Действительно, роль Японии в западных санкциях рассматривается как свидетельство отсутствия независимости Японии от Соединенных Штатов. Важно также, чтобы увидеть эту проблему на фоне постоянных территориальных требований Японии  в отношении России. Панов напоминает нам: «Прежде чем принять судьбоносное решение для обеих стран, крайне важно, чтобы изменить, коренным образом, характер российско-японских отношений. Это изменение должно включать в себя достижение высокого уровня взаимного доверия и сотрудничества во всех сферах, в том числе касательно общественного мнения в обеих странах При этом компромиссное решение по территориальной проблеме не должно интерпретироваться как неоправданная концессии и поражение партнера по переговорам». На самом деле, недавний обзор Советских/ Российско-японских отношений с 1970 года, показывает, что основной характер двусторонних отношений не изменился, несмотря на резко изменении глобальной и региональной политической и экономической ситуации. Это в значительной степени произошло из-за слишком буквальной позиции Японии по территориальному спору и отчасти неспособности оценить стратегическое значение, в региональном и глобальном плане, улучшения отношений с Россией.

 

Ответственные лидеры: моральные принципы и прагматизм

 

Учитывая неопределенную стратегическую обстановку, окружающую Россию и Японию сегодня, довольно предвзятое взаимное восприятие граждан обеих стран, неоднозначные уроки истории два государства продолжают увеличивать пропасть непонимания и использовать потенциал двусторонних экономических связей. Что же обе страны должны сделать, чтобы преодолеть наследие истории и строить отношения, ориентированные на будущее?

Необходимо моральное мужество и прагматизм в Москве и в Токио, чтобы, наконец, найти взаимоприемлемый компромисс по вопросу территориального спора на основе политической мудрости, предполагает повышение значения долгосрочного стратегического улучшения отношений между Россией и Японией. Обе стороны должны предпринять шаги, чтобы обеспечить надежную внутреннюю массовую поддержку компромисса по островным территориям. Такой компромисс будет историческим, поскольку означал бы выход из многолетнего тупика непонимания между странами. Для компромиссного решения необходимо получить общественную поддержку и отсутствие чувства несправедливости с обеих сторон. Это не следует рассматривать в качестве жертвы со стороны общественности обеих стран, как сверху продиктованное им решение. Вместо этого следует понимать как шаг к расширению отношений, которые пойдут на пользу будущим поколениям.

Еще в 2005 году вместе с коллегой и России мы написали статью в «Интернешнл Геральд Трибьюн-Асахи Шимбум», в которой мы призвали к политической мудрости Москвы и Токио, и предложили некоторые идеи по поводу территориального урегулирования и мирного договора. Резюмирую суть и привожу ниже предложения, потому что я считаю, что по-прежнему заслуживает внимания со стороны обеих сторон:

●● Москва согласится вернуть острова Хабомаи и Шикотан в Японию в течение определенного периода времени; обе стороны возьмут на себя обязательства по урегулированию спора в отношении двух других островов;

●● Токио согласится, что в течение этого «переходного периода» не будет поднимать вопрос об остальных островов в любых официальных переговорах с Москвой;

●● В настоящее время жители России на спорных островах будет продолжать проживать там, в течение переходного периода, а бывшим японским жителям этих островов будет разрешено посещать эти территории свободно, и другие японцы также будут пользоваться этим правом;

●● Япония будет инвестировать государственные и частные средства в существенное улучшение экономической и социальной инфраструктуры в переходный период и в последующее время;

В конце переходного периода, Япония будет осуществлять суверенную юрисдикцию над островами Хабомаи и Шикотан, но что русские жители и их будущие дети будут иметь возможность жить там, в качестве постоянных жителей Японии.

В течение переходного периода, уголовные, гражданские и иные правовые кодексы каждой страны будет применяться к их соответствующим гражданам на островах. Споры с участием российских и японских жителей будут переданы в суд в юрисдикции либо страны, которые будут отобраны в судебном процессе или специальный суд, который будет создан Россией и Японией.

Для того, чтобы повысить шансы таких предложений, необходима поддержка, как со стороны России, так и Японии, которые только выигрывают от существенного улучшения экономических связей между двумя странами. Недавние инициативы в России для привлечения, как внутренних, так и иностранных инвестиций на ее дальневосточных территорий должны быть подкреплены постоянной политической поддержкой со стороны Москвы и финансовых вложений инвесторов России и Японии. Хотя японское деловое сообщество выразило заинтересованность в участии в российских инициативах на Дальнем Востоке, необходима уверенность, что их инвестиции будут приносить результаты. Необходимо стремиться к устранению бюрократических барьеров, сокращению административных расходов, принятию эффективного законодательства для налоговых льгот и других льгот для потенциальных инвесторов, а также стремление к реализации совместных проектов в области развития при поддержке приверженности на самом высоком уровне политического руководства в Москве и Токио.

Социальные контакты между российскими и японскими людьми также должен быть расширены. В настоящее время совсем небольшое количество российских граждан посещают Японию, чтобы познакомится с ее социальными, культурными, образовательными аспектами жизни. Увеличение потока туризма в страну принесет несомненные положительные плоды в отношения между двумя странами. Число японских туристов в Россию также невелико. Экотуризм и культурные обмены между странами являются элементами проведения политики культуры и образования, которые будут несомненно интересны для жителей Японии. Россия и Япония должны также сотрудничать в расширении образовательных связей для молодых японцев. Только путем существенного расширения и регулярных контактов русские и японцы перестанут смотреть друг друга как «дальних соседей», а будут видеть друг в друге «будущих партнеров».

Цунэо Aкаха - профессор

Директор Центра по изучению Восточной Азии

Институт международных исследований Миддлбери (Монтерей)