Российско-японские отношения: скептический взгляд

« Назад

Российско-японские отношения: скептический взгляд 19.09.2016 10:53

Активная позиция Японии по отношению к России можно рассматривать как метод укрепления двусторонних отношениях с ключевыми дипломатическими партнерами: США и Китаем. В последние годы зависимость Японии от гарантий США в области безопасности выросла на фоне достигнутого Китаем прогресса в военной области и активного развития ядерной программы КНДР. Япония пытается компенсировать эту зависимость за счет активного проведения собственной дипломатии. В связи с этим, отношения с Россией служат отличной возможностью: чем крепче отношения между Японией и Россией, тем более уверенно чувствует себя в Токио во взаимоотношениях с Вашингтоном.

Развитие Китая является веской причиной, почему Япония хочет внести изменения в развитие отношений с Россией. Токио открыто выразил серьезные опасения возможной военной конфронтации с Пекином по поводу претензий Китая на острова Сенкаку/Дьяою в Восточно-Китайском море. Япония также не уверены в том, как Соединенные Штаты будут реагировать на крупный военный инцидент в регионе. Кроме того, Япония испытывает беспокойство в связи с перспективой формирования антизападной оси Москва-Пекин. Стремление к улучшению отношений с Россией является еще одним проявлением политики Токио, направленной на предотвращение чрезмерной дипломатической изоляции Москвы и на предотвращение политическое сближение с Пекином, который будет включать в себя аспекты, направленные против Японии.

России необходимы хорошие отношения с Японией для углубления экономической и политической интеграции с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Стратегия Российской Федерации на Востоке должна обеспечить социально-экономическое развитие азиатской части России, на Дальнем Востоке России (ДВР). В этом контексте, восточный акцент в российской энергетической политике демонстрирует изменение курса Японии в качестве перспективного рынка сбыта российских энергоресурсов. России необходим долгосрочный и предсказуемый партнер из-за острой необходимости в японских инвестициях и технологиях, чтобы обеспечит модернизацию в ДВР. России также известно, что ее отношения с Японией должны улучшиться, если она сможет выстроить более сбалансированную экономическую и политическую стратегию в Азии, в частности, в контексте растущего экономического и военного влияния в регионе Китая.

Несмотря на разочарование в связи с политикой санкций Японии, Россия по-прежнему исходит из того, что украинская проблема не затрагивает национальные интересы Японии напрямую и дает Японию рассматривает ее отдельно от других стран G7. Москва старается не слишком критиковать Токио в контролируемых государством средствах массовой информации и в публичных заявлениях высокопоставленных официальных лиц. Санкции Японии против России изображаются как «незначительными» и «вынужденными» под сильным давлением со стороны Вашингтона.

В Москве внимательно наблюдают за тем, как Япония фактически выходит из консолидированного Западного фронта, демонстрируя большую гибкость по отношению к России. С точки зрения Москвы, Токио мог бы играть роль посредника, способного передать позиции России Западу. Дополнительным стимулом к налаживанию хорошим российско-японских отношений, принимая во внимание скептический взгляд на ситуацию, является российский финансовый кризис, вызванный беспрецедентным снижением цен на нефть в 2015-16 гг.

Москва видит улучшение личных отношений между президентом Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ, как дополнительно важное значение при проведении своей политики в отношении Японии. Такие отношения особенно важны с учетом личностно-ориентированной лояльности электората в обеих странах.

 

Проблемы истории в отношениях России и Японии

 

Россия традиционно воздерживается от чрезмерной критики по отношению к Японии на тему нерешенных исторических вопросов. Во время холодной войны, советская историография, по понятным причинам, уделяла гораздо больше внимания к фактам и событиям, связанным с Великой Отечественной войной против фашистской Германии. Основным мотивом нападения для Советского Союза на Японию в конце Второй мировой войны был не расплата за военные преступления Японии, а выполнение обязательств Москвы перед своими союзниками. Кроме того, в отличие от Китая, Южной и Северной Кореи, после подписания Совместной декларации 1956 года, СССР рассматривал полностью решенными все вопросы двусторонних отношений, так что не было никаких причин, чтобы не было никаких причин поднимать какие-либо "нерешенные" вопросы.

Другим фактором самоограничения Москвы была его геополитическое соперничество с Вашингтоном. СССР надеялся удержать Японию от союза с Соединенными Штатами или, по крайней мере, нейтрализовать его. По мере того, как политические отношения между СССР и Японией оставались натянутыми, во многом из-за, до сих пор, нерешенного вопроса двустороннего мирного договора, Москва не имела желания дополнять отношения другими препятствиями.

Конфликта между Китаем и СССР 1960-х годов также оказал влияние на развитие советско-японских отношений. По мнению Москвы, чрезмерные нападки на Японию за действия императорской армии в Китае являются опрометчивыми, так как они могут косвенно поддержать китайское представление о тех событиях. В этих условиях официальная советская историография воздерживаются от слишком критичного отношения к Японии за военные преступления, сосредоточившись вместо этого на угрозе возрождающегося японского милитаризма.

Эта ситуация не изменилась после окончания холодной войны. Сближение с Китаем не привели к сходству во взглядах Москвы и Пекином в своей критике по отношению к Японии. Также Москва и Пекина не сходятся в своем отношении в территориальном споре с Японией. Россия проявляла чрезвычайную осторожность в отношении этих вопросов, последовательно сопротивляясь предложению Китая заключить сделку, в которой Пекин будет признан «северной территорией» России, в то время как Москва будет на китайской стороне в споре относительно острова Сэнкаку. Основным мотивом России является не добавлять такие чувствительные вопросы в список взаимных претензий с Японией.

Невысказанная надежда России в отношении Японии основывается на историческом опыте. Япония часто проявляла чувство политической целесообразности, не желая придерживаться «демократических принципов» в ситуациях, затрагивающих ее национальные интересы. Например, согласно своей официальной политике, Япония всегда была готова первой отменить санкции против "недемократических" режимов, если они вредят экономике Японии. Например, это было наглядно в случае с Китаем в результате инцидента на площади Тяньаньмэнь 1989 года. В 1980 году Япония формально присоединилась к санкциям Запада против СССР после вступления советских войск в Афганистан. Несмотря на эти санкции, Япония продолжала наращивать торговые и инвестиционные отношения с Москвой, которые быстро росли в начале 1980-х годов. В настоящее время Россия надеется, что Япония будет оставаться прагматичной по принципу «бизнес есть бизнес» с Москвой, и что в будущем она могла бы играть роль «моста» в нормализации отношений России с Западом в обмен на определенные экономические выгоды.

Проблема мирного договора

 

Важно отметить, что Россия признает необходимость продолжения обсуждений с Японией по территориальному вопросу. Тем не менее, следует отметить, что японская сторона, кажется, надеется, по крайней мере, внешне, что результат можно достигнуть не в результате этих переговоров, а в результате политической воли лидеров двух стран. На итоговой пресс-конференции во время визита Абэ в Сочи в мае 2016 года, японский лидер говорил о возможности разрешения проблемы японский лидер вместе с президентом России: «Мы договорились решить его во время построения отношений между Японией и Россией, ориентированных на будущее».

Абэ снова выдвинул идею «нового подхода, свободного от пережитков прошлого» воздерживаясь от подробностей, он добавил, что предложение Японии вытекает из того факта, что переговоры о заключении мирного договора находятся в застое и не принесли никакого результата. Пресс-секретарь правительства Йошихиде Суга был откровенен, он подчеркнул, что в этом новом подходе, не существует каких-либо изменений в основной позиции, которая подразумевает подписание мирного договора после определения суверенитета четырех островов. Это дает основание предположить, что основной целью «нового подхода», является демонстрация намерения продвинуть переговорный процесс из тупика. И все же, как исторический опыт переговоров по мирному договору показывает, что процесс обсуждения «новых идей», может длиться бесконечно долго.

Возможен ли "новый подход" вообще? Япония, очевидно, рассчитывает на уступки со стороны России, которая заинтересована в развитии экономических связей с Японией и улучшении отношений с Западом. Тем не менее, фундаментальный просчет Токио заключается в недооценке того факта, что большинство россиян не понимают суть территориального вопроса с Японией, воспринимая его исключительно как "безосновательными территориальные претензии» Японии. Поэтому трудно представить себе сценарий, в котором Путин будет передавать какие-либо территории Японии, даже в рамках юридически безупречного решения. В глазах многих россиян, «торговля Курильскими островами» была бы равносильно предательству памяти отцов и дедов, которые отдали свою жизнь за них.

Тем не менее, совсем не очевидно, что радикальное решение территориального вопроса приветствуется в Японии. Его существование позволяет нации поддерживать ощущение психологического комфорта на основе «ущемленного национального достоинства». Все администрации настойчиво отстаивая территориальные претензии, получают дополнительную поддержку избирателей. В Японии существуют мощные группы давления, заинтересованные в сохранении этой проблемы. Кампании с лозунгами «северных территорий» получают щедрые ассигнования из бюджета, в то время как некоторые муниципалитеты Хоккайдо получают огромные государственные субсидии. Еще меньше мотивации для достижения прогресса по этому вопросу показывают те должностные лица, которые несут ответственность за решение этой территориальной проблемы - чиновники министерств иностранных дел обеих стран, несколько поколений, которых выросли в период переговоров и повторяют постоянно одни и те же аргументы.

Таким образом, политика Токио поддержания вопроса «северных территорий» в качестве основного вопроса политической повестки дня двусторонних отношений с Россией следует рассматривать в рамках парадигмы общего дрейфа к популистской политике в Японии. Спор с Россией в основном внутренним ресурсом политического капитала для японских политиков, а не серьезной международной проблемой, разрешение приведет к качественному скачку вперед в двусторонних отношениях. Другими словами, в своей политики по отношению к России, как правило, прагматичные японской политической элиты остаются заложниками общественных настроений, и он вызван в основном националистической риторикой. Хорошо известно, что гораздо плохие политические отношения и территориальные споры Япония поддерживает с Китаем и Южной Кореей, которые являются жизненно важными торгово-экономическими партнерами Токио.

 

Экономические связи между Россией и Японией

 

Экономическая составляющая в двусторонних отношениях является довольно скромной. В 2014 году доля России в общем объеме товарооборота Японии составлял лишь 2,2%. Россия занимает 14-е место среди японских торговых партнеров в экспорте (1,5%) и 12-го импорта (2,8%). Доля Японии в российской внешней торговли составила 3,9% в 2014 году (седьмое место среди партнеров России). Существенного сотрудничества по другим вопросам, важных для национальных интересов обеих стран.

На самом деле проект по производству природного газа с Японией на Дальнем Востоке России оказался более успешным, чем ожидалось. Запланировано увеличение производства в будущем вдвое. В рамках проекта Сахалин-2, под руководством России, Японии, США и британских компаний, начала производство СПГ в 2009 году с 20% продукции поставляемой в Японию.

Хотя объемы экспорта растут, Россия, в сравнительном выражении, не продает большие объемы нефти и газа в Японию. Приоритет России в области экспорта в Азии является Китай, особенно с точки зрения нефти и газа. Даже если Япония откажется покупать российскую нефть и газ, это нанесет незначительный ущерб российской экономике. Ситуация полностью отличается от Европы, основным местом назначения экспорта России и основного источника валютных поступлений. В 2014 году объем экспорта российского газа в Японию составил около 700 миллиардов иен. Доля России в газовом рынке Японии составляет менее 10%, по сравнению с почти 30% на европейских рынках.

В отличие от связей Японии с Китаем, российско-японские экономические отношения не являются взаимно дополняющими друг друга и имеют низкий уровень взаимозависимости. Россия не входит в систему внутриотраслевого разделения труда в Восточной Азии и не интегрирована в логистические и технологические цепочки производства. Весь российский экспорт в Японию, в том числе энергоресурсы, могут быть легко заменены другими поставщиками. Инвестиционное сотрудничество между двумя странами также остается незначительным.

Таким образом, ни России, ни японская экономика будет испытывать серьезные трудности из-за санкций, если даже они продеваться в течение длительного времени. Ни одна страна не может использовать политику санкций в качестве эффективного инструмента давления против другой. Единственное, что Япония могла бы сделать, это сократить свои программы помощи по модернизации в России. Хотя очень ограничены по своим масштабам, такие санкции и другие самоограничения будут иметь серьезное негативное влияние на общую атмосферу российско-японских отношений, так как российские ожидания в отношении к Японии особенно высоки, особенно в области высоких технологий.

Несмотря на экономические санкции, Япония, возможно, по-прежнему поддерживать, по крайней мере, некоторый уровень экономического сотрудничества с Россией, чтобы Китай не смог получить значительно выгоду из ситуации, заполняя ниши, созданные после вывода западных и японских компаний. В настоящее время Япония по-прежнему показывает живой интерес в участии в развитии регионов Сибири и Дальнего Востока России в рамках интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наилучшие возможности для двустороннего сотрудничества существуют в области энергетики, инфраструктуры (в том числе Арктического морского пути), сельского хозяйства, жилищного строительства, энергосбережения, здравоохранения и информационных технологий. Учитывая его богатство и размер, Япония могла бы по-прежнему быть одним из наиболее важных российских энергетических рынков на долгие годы, особенно с учетом глубоких структурных реформ энергетического сектора страны после Фукусимы. Но эти возможности не могут быть реализованы, если Россия не стабилизирует свою международную позицию и не начнет проводить глубокие структурные реформы внутри страны.

 

Вывод

 

Прочные экономические отношения неизбежно способствуют повышению значимости стран друг для друга. Если Россия будет рассматривать Японию в качестве основного источника развития РДВ и Сибири, это приведет к увеличению роли и значения Японии во внешней политике Москвы. Для России очень важно не полагаться на одного партнера на Дальнем Востоке, а иметь, по крайней мере, несколько. Это имеет важное значение для реализации национальных интересов России в этом регионе. Для Японии, сотрудничество с Россией является также необходимым. Обеспечение добрососедских и дружественных отношений с Россией имеет важное значение для Токио в поддержке противовеса Китая, диверсифицировать свои энергетические и другие источники ресурсов, успешно решать региональные проблемы безопасности, в том числе ядерную программу Северной Кореи, а также выполнять множество других стратегических задач. Таким образом, основной посыл двусторонних отношений лежит в усилиях обеих сторон, снять проблему мирного договора с центрального места политической повестки дня и сосредоточиться на более продуктивных и позитивных вопросах.

 

Дмитрий Стрельцов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО