Альянс против пандемии: услышит ли запад призывы РФ, КНР и ЕАЭС?

« Назад

Альянс против пандемии: услышит ли запад призывы РФ, КНР и ЕАЭС? 06.05.2020 12:32

Выражение «жизнь не стоит на месте» всегда было справедливым, но в отношении ЕАЭС и ШОС оно сегодня справедливо как никогда. В отличие от растерявшихся Евросоюза и «Большой семерки», члены которых в первые недели «коронавирусного» кризиса закрыли границы друг с другом, начали перехватывать друг у друга поставки защитных масок и медицинского оборудования, Евразийский Экономический Союз и ШОС действовали слаженно. Помощь Китая (крупнейшего в мире производителя медицинского оборудования массового спроса) всему миру и, в первую очередь, странам ЕАЭС – заметное явление сегодняшнего мира, получившее мощное отражение в СМИ. Однако Запад, в отличие от ЕАЭС, воспринимает предлагаемую Китаем помощь не столько с благодарностью, сколько с завистью и злобой.  Отсюда и жалобы ЕС и США по поводу китайской «пропаганды действием» и призывы президента США расследовать якобы имеющуюся роль Китая в возникновении и распространении коронавируса.

ЕАЭС не испытывает свойственного сегодняшнему Западу комплекса перед Китаем. Мы благодарны Китаю за помощь и уважительно относимся к нашему соседу, который, в свою очередь, с пониманием отнесся к своевременному (раньше, чем у многих стран Запада) закрытию границ с Китаем со стороны стран – членов ЕАЭС. Как отмечает агентство «РИА Новости», обмен помощью получился взаимовыгодный: Китаю во время трудных первых недель кризиса помогли 170 стран, а потом Китай помог десяткам государств, в первую очередь членам ШОС и Италии.

А сам Евразийский Союз старается бороться с пандемией коллективно, а также предлагает согласованные подходы к борьбе с неизбежными экономическими последствиями вспышки коронавируса. Страны стараются сделать так, чтобы антикризисные меры каждой страны не наносили ущерба партнерам по ЕАЭС. Например, недавнее решение правительства РФ прекратить экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы из России до 1 июля для обеспечения стабильности на внутреннем рынке этих продуктов   принято с оговоркой: экспорт останавливается лишь за пределы ЕАЭС. Россия оставляет для себя и для своих четырех привилегированных партнеров – Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии – возможности и для взаимной помощи, и для привычного товарообмена сельскохозяйственной продукцией.

Нет сомнения, что после коронавирусной пандемии конкуренция за влияние на Центральную Азию вспыхнет с новой силой. США, Евросоюз и Япония – каждая из этих стран предлагает государствам региона формулу «один плюс пять» (где один – это член богатой западной «Большой семерки», а пять – предположительно «растущие над собой» молодые самостоятельные государства Центральной Азии). В ответ Россия, по выражению главы МИД РФ Сергея Лаврова, уже начала с ЦА работу по формуле «пять плюс один». Где пять – это уважаемые нами, признаваемые равными партнерами Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, а один – это Россия, предлагающая всей пятерке сотрудничество в рамках устоявшихся взаимовыгодных организаций – ШОС, ЕАЭС, ОДКБ.

Это объяснение прозвучало из уст Лаврова во время его общения с участниками Клуба поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова в Москве, 21 апреля 2020 года. Та часть разговора, которая касалась ЕАЭС, заслуживает отдельного цитирования – ведь министр разъяснил суть российского «антиконфронтационного» подхода к сотрудничеству с Центральной Азией. Отвечая на вопрос киргизского участника виртуального круглого стола насчет «разочарования» части киргизского общества в ЕАЭС, Лавров напомнил, что именно ЕАЭС «легализовал деятельность киргизских трудовых мигрантов и позволяет извлекать выгоду из свободного передвижения трудовых ресурсов на абсолютно прочной правовой основе».

«Мы оказывали существенное содействие Киргизии в создании инфраструктуры, необходимой для обеспечения свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, регулярно поддерживаем эту страну, в том числе оказываем содействие в поддержании бюджета страны. Нет предела совершенству. Но если в Киргизии распространяется мнение о том, что надо что-то менять, я не исключаю, что это отражение соревновательного процесса, конкуренции за Центральную Азию, в которую активно вступили наши западные коллеги», - отметил российский министр.

Упомянул Лавров и то злорадство, с каким в США и ЕС говорят о якобы предстоящем крахе китайской инициативы «Пояс и путь». Западные партнеры указывают, что инициатива затухнет в связи с невозможностью из-за пандемии скорого возврата кредитов, выданных Китаем своим партнерам – от Казахстана до Африки. Такой подход Лавров назвал контрпродуктивным.

«Мы считаем, что такая конкуренция контрпродуктивна. Гораздо лучше сотрудничать, чтобы помогать центральноазиатским странам, в том числе Киргизии, Таджикистану, которые в этом особенно нуждаются, помогать развивать экономику, создавать устойчивость в народном хозяйстве. Мы к этому готовы. К сожалению, не готовы наши западные коллеги. Когда ЕС выдвинул свою центральноазиатскую стратегию, в ней вообще не упоминалось ни о ШОС, ни о ЕАЭС, ни об СНГ – структурах, в которых центральноазиатские страны так или иначе участвуют. Они были упомянуты по касательной в качестве предостережения – что нужно следить, чтобы ЕАЭС, ШОС, ОДКБ и т.д. не сильно мешали ЕС работать с Центральной Азией. Точно так же, как программа «Восточное партнерство» для закавказских и европейских стран на пространстве СНГ, которую выдвинул ЕС, была нацелена на конкуренцию, на сдерживание России на соответствующих территориях», - отметил Лавров.