Членство Индии в ШОС: перспективы и вызовы

« Назад

Членство Индии в ШОС: перспективы и вызовы 24.07.2017 16:13

 

3 июля 2017 г. индийская организация Observer Research Foundation провела встречу, посвященную участию Индии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ее вел посол Ракеш Суд, ведущий сотрудник Observer Research Foundation.

В ходе ее проведения посол Аджай Малхотра отметил, что ШОС была образована на базе «шанхайской пятерки», созданной для решения пограничных вопросов и связанных с этим проблем безопасности. Потребность в этом возникла после распада Советского Союза, когда потребовалось урегулировать такие вопросы между новыми независимыми республиками Центральной Азии, Россией и Китаем. В 2001 г. «шанхайская пятерка», после присоединения к ней Узбекистана, была преобразована в региональную организацию Шанхайская организация сотрудничества. Индия, как и Пакистан, присоединилась к ШОС в 2005 г. в качестве страны-наблюдателя. В 2014 г. Индия подала заявку на членство в этой организации, в следующем году ее заявка о полноправном членстве была принята. В 2016 г. Индия завершила работу по вступлению в эту организацию и подтвердила свою приверженность ШОС, подписав 38 соответствующих документов. Как следствие, 9 июня 2017 г. Индия вместе с Пакистаном стали полноправными членами ШОС.

Подходы Индии к ШОС являются полностью открытыми. При этом учитывается, что Китай и Россия являются двумя доминирующими игроками в этой организации, а официальные языки ШОС: русский и китайский. Эта организация не должна использоваться в качестве платформы для решения двусторонних проблем любого рода.

Одной из ключевых составляющих ШОС является Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В центре внимания РАТС находятся «три зла» - терроризм, сепаратизм и экстремизм. РАТС участвует в обмене информацией между государствами-членами организации, проведении совместных антитеррористических учениях и обмене передовым опытом в сфере своей деятельности.

Для России ШОС может стать форумом для обеспечения интересов Москвы в Афганистане, поэтому в ее интересах активизация Контактной группы ШОС – Афганистан.

Для России, Китая и Индии Центральная Азия не является основной сферой интересов, но все три страны против доминирования в этом регионе какой-либо другой страны. При этом для Дели особо нежелательно, что Пекин стал доминировать в Центральной Азии, особенно учитывая, что Китай имеет общую границу с тремя центральноазиатскими государствами: Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Россия же граничит только с Казахстан, а Индия не имеет общих границ с расположенными в регионе государствами.

Россия и другие страны региона одновременно являются членами других региональных организаций, таких как Евразийский экономический союз (ЕЭАС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). И если ШОС и ЕАЭС больше сосредоточены на торговле и экономике, то вопросы безопасности в основном решаются в рамках ОДКБ и СВМДА.

Нужно обратить внимание, что государства-члены ШОС по-разному видят будущее этой организации. Одним из примеров этого служит то, что Россия выступает против китайского предложения о создании Банка ШОС (аналог Нового банка развития БРИКС).

Посол Ашок Канта считает, что влияние Индии в Центральной Азии ограничено по сравнению с Россией и Китаем. При этом ШОС является больше политической региональной организацией, которая к экономическим вопросам подходит достаточно формально.

 

В 2015 г., за несколько дней до того, как была завершена процедура приема в ШОС новых членов, Пекин попытался воспрепятствовать членству Индии в этой организации. В частности, с его стороны было заявлено, что отсутствует процедура принятия в ШОС новых членов. Нет не менее Россия настояла на принятии Индии в ШОС, что говорит о частичном несовпадении в этой организации позиций Москвы и Пекина. Так, Россия выступает против китайского предложения о создании Банка ШОС или Соглашения о зоне свободной торговле ШОС.

В период 2013 - 2014 гг. в контексте расширения ШОС произошли два важных события. Во-первых, Китай стал стремится играть все большую роль в глобальных делах. Во-вторых, Россия улучшает свои двусторонние связи с Пакистаном. Учитывая это, Индия, как новый участник в ШОС, имеет ограниченные возможности для изменения существующей ситуации в ШОС и ее структур. В частности, заявления (декларации) ШОС не всегда соответствуют индийским национальным интересам, но в Дели это не должно быть поводом для какой-либо большой озабоченности.

Конечно, Индия может использовать китайскую инфраструктуру в регионе для продвижения там своих интересов. Это позволит индийской стороне нарастить объем торговли и получить дополнительный коммерческий опыт. В связи с этим в Дели не должны выступать против любых инициатив в ШОС или всех китайских предложений (инициатив). В частности, это касается создания Банка ШОС, ели он будет функционировать как Новый банк развития БРИКС. В последнем Индия является второй по величине заинтересованной стороной после Китая, поэтому может устанавливать там свои правила. Причем связи Индии с Центральноазиатским регионом должны выходить за рамки ШОС. И такие связи необходимо укреплять независимо от всех других вопросов.

В связи с вступлением Индии в ШОС в научных кругах страны происходят следующие дискуссии: «Должна ли Индия быть континентальной державой или морской державой»? или «Должна ли Индия быть евразийской державой или державой Индийского океана?» По мнению посла Ашока Канта, Индия должна стремиться стать одновременно морской и континентальной державами, а также крупным игроком в евразийском и индо-тихоокеанском регионах.

С точки рения посла Фунчока Стобдана, ШОС была создана в то время, когда был опасен рост влияния афганских талибов, что создавало нестабильность в Центральной Азии (внутри «шанхайской пятерки»). Наряду с этим страны Центральноазиатского региона были не готовы совместно противостоять существовавшим угрозам и вызовам. Причем во время создания ШОС этот регион представлял непосредственный интерес для России, США, НАТО, ЕС, Китая, Индии и других стран. Это было время, когда Международные силы содействия безопасности начали свою военную кампанию против талибов и других террористических организаций в Афганистане. И на момент создания ШОС Китай имел в регионе ограниченные возможности влияния, в том числе через Россию.

Членство Индии в ШОС было первоначально предложено Россией, чтобы ограничить в Центральной Азии китайское влияние. Китай, со своей стороны, предложил кандидатуру Пакистана в качестве противодействия включению Индии в ШОС. В связи с этим для Индии ШОС не толь важна, как, например, для государств Центральной Азии. Достижения, которые Индии получит благодаря связям с Центральноазиатском регионе будут в большей степени достигнуты на двустороннем, а не многостороннем уровне. И такие достижения для Индии будут относительно скромными.

В тоже время, государства Центральной Азии многого ожидают от Индии, так как они хотели бы ограничить свою зависимость от Китая. И они предпочитают позицию Индии, а не Китая. Однако указанные государства могут существовать и без Индии. Следовательно, страны Центральной Азии не любят Китай, но не могут жить без него.

Нынешняя озабоченность по поводу безопасности в рассматриваемом регионе связана с потенциальным ростом радикальной организации «Исламское государство», а не с усилением Движения Талибан. При этом именно Казахстан играет определенную роль в разрешении сирийского кризиса и в налаживании связей между Россией и Турцией.

Выводы, сделанные во время обсуждения:

1)              ШОС охватывает около 60% территории Евразии и имеет население более 2,8 млрд чел. Для России и Китая ШОС как организация не является первостепенной по значимости, в отличие от стран Центральной Азии. И если Иран присоединится к ШОС, то у организации будет образ антиамериканской группировки.

2)              Все члены ШОС предпочитают двусторонний режим взаимодействия по сравнению с многосторонним. Так, для Китая ШОС является платформой для построения стратегического направления между Пекином и другими странами. Однако если центральноазиатские страны пойдут по демократическому пути развития, но они станут проводить антикитайскую политику.

3)              И Индия, и Пакистан хотели бы включить английский в качестве официального языка в ШОС.