Главная задача - оптимальное сопряжение «Нұрлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути»

« Назад

Главная задача - оптимальное сопряжение «Нұрлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути» 26.05.2017 13:56

 

Главная задача - оптимальное сопряжение «Норлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути» Ернар Бакенов, вице-министр национальной экономики Республики Казахстан, дал интервью журналу "ИнфоШОС", в котором осветил роль Казахстана в проекте "Экономический пояс Шелкового пути".

- Проект «Экономического пояса Шелкового пути» вызывает в мире растущий интерес. Через Казахстан должен пройти крупный сегмент этого маршрута. Какой эффект для казахстанской экономики Вы видите от реализации этого проекта?

- Экономический пояс Шелкового пути - часть инициативы Правительства КНР «Один пояс, один путь», которая нацелена на развитие многостороннего регионального сотрудничества на суше и на море. Правительства двух стран - Республики Казахстан и Китайской Народной Республики 2 сентября прошлого года, в Ханчжоу, подписали План сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути».

Обозначены приоритеты сотрудничества в рамках Плана сотрудничества: развитие транспортной инфраструктуры, обрабатывающая промышленность, сфера торговли и др. В частности, предусматриваются проекты по созданию транспортных коридоров «Китай – Казахстан – Западная Азия», «Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа» и «Китай – Казахстан – Южный Кавказ/Турция – Европа» по улучшению транспортной инфраструктуры по маршруту с северо-западного края до юго-восточного побережья Китая. Кроме того, в Плане зафиксировано создание терминальных мощностей в международной логистической зоне порта Ляньюнган, строительство Сухопутного терминала на станции Инчебурун и терминала в порту «Бандер-Аббас». Предусмотрено участие китайских предприятий на территории специальных экономических зон «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области, «Хоргос-Восточные ворота» в Алматинской области.

Китайская сторона выделила три основных маршрута: из Китая - через Центральную Азию, Россию - до Европы (до Балтийского моря); из Китая - через Центральную Азию, Западную Азию - к Персидскому заливу, Средиземному морю; из Китая - в Юго-Восточную Азию, Южную Азию - к Индийскому океану. Надо отметить, что первое и второе направление инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» дополняют новую экономическую политику Главы государства Н. А. Назарбаева «Нұрлы жол», где особое внимание уделено развитию транспортно-логистической инфраструктуры. В рамках новой экономической политики «Нұрлы жол» реализуются 16 проектов транспортно-логистического сектора, из которых 11 направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Один из прорывных автодорожных проектов - создание международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который будет кратчайшим автодорожным маршрутом до Европы, со сроком транспортировки грузов 10-12 дней. Реализуются также проекты «Центр - Юг», «Центр - Запад», «Центр - Восток», в рамках проектов планируется охватить реконструкцией порядка 4,700 км автодорог.

Поскольку грузопоток на железнодорожном транспорте будет расти, проводится модернизация вторых путей на участке Алматы – Шу. Строительство вторых путей позволит повысить пропускную способность на участке Шу – Алматы и повысить перевозки транзитных грузов на направлении Китай – страны Европы, Азии и Персидского залива и обратно. Планируемый объем обработки грузов к 2020 году составит 4,4 млн. тонн в год.

Продолжается строительство паромного комплекса в порту «Курык» мощностью порядка 4 млн. тонн. В декабре 2016 года был осуществлен запуск первого пускового комплекса, полного завершения проекта ждем в этом году, он позволит довести общую пропускную способность морских портов Казахстана до 23,5 млн. тонн. На приграничной территории с Китаем, на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», завершено строительство «сухого порта» и инфраструктуры.

Эффект от реализации этих проектов позволит увеличить объем транзитных грузов, следующих из Китая в Европу по территории Казахстана, с 16,3 до 18,1 млн тонн. Реализация проекта «Экономический пояс Шелкового пути» открывает новые возможности для увеличения экспортно-импортного потенциала двух стран, развития обрабатывающей промышленности, способствует углублению торгово-экономических и транспортно-логистических связей.

- Какова конкретика действий Казахстана в этом проекте?

- Для начала стоит вспомнить, что китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» впервые была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпинем в Астане, 16 сентября 2013 года, во время лекции Университете им. Назарбаева.

Далее динамика такая: 14 декабря 2014 года, в Астане же, министр национальной экономики РК и Председатель госкомитета по развитию и реформам КНР подписали межведомственный Меморандум о взаимопонимании по совместному продвижению создания «Экономического пояса Шелкового пути». Целью Меморандума было совместное сотрудничество по развитию и укреплению межрегиональных контактов и углубление экономической деятельности, связанной с транспортом, торговлей, туризмом, инвестициями и другими сферами сотрудничество вдоль зоны ЭПШП.

Работа по сопряжению Государственной программы «Нұрлы жол» и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» начата после принятия Совместной декларации глав государств Казахстана и Китая от 31 августа 2015 года и Совместного заявления глав правительств от 14 декабря 2015 года. Далее, в сентябре 2016 года, был подписан План сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» между правительствами Республики Казахстан Китайской Народной Республики.

На сегодняшний день мы сформировали и направили китайской стороне на согласование проект Дорожной карты по реализации Плана сотрудничества по сопряжению двух программ в разных секторах экономики. Кроме того, мы с самого начала поддержали инициативу Китая по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, работа которого направлена на обеспечение институциональной поддержки стратегии возрождения Шелкового пути. Казахстан, являясь соучредителем этого международного финансового института, принял активное участие в его становлении. В состав АБИИ уже входят 57 государств, в числе которых - Казахстан. Уставной капитал АБИИ составляет порядка $100 млрд.

Выдвигая концепцию ЭПШП, Китай совместно с заинтересованными странами создал Фонд Шелкового пути и Новый банк развития БРИКС. Эти институты располагают значительным капиталом, например, активы Фонда Шелкового пути составляют $40 млрд. Эти средства позволят создать фундамент для обеспечения надежной инфраструктуры на континенте. ДМЭИ, ДРВД

- Прокомментируйте, пожалуйста, обсуждаемое «сопряжение» проекта «Экономический пояс Шелкового пути» с деятельностью Евразийского экономического союза?

- Проект «Экономического пояса Шелкового пути» получил широкую поддержку на евразийском пространстве. Решение о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути было принято 8 мая 2015 года в г. Москве Главами государств-членов ЕвразЭС.

Сопряжение процесса формирования Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути откроет новые перспективы сотрудничества в различных областях между странами-членами ЕвразЭС и Китаем, между Европой и Азией. Планируется, что посредством Экономического пояса Шелкового пути будет создан новый «Евразийский мост», получат развитие экономические коридоры «Китай-Монголия-Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия» и «Китай-Индокитай». Так что, инициатива "сопряжения" - важный элемент многостороннего торгово-экономического сотрудничества, охватывающего все страны ЕвразЭС и ШОС.

Государствами-членами ЕвразЭС признана целесообразность продвижения комплексной инициативы сопряжения проектов ЕвразЭС и ЭПШП. Сейчас проводится работа по определению приоритетов и сфер взаимодействия в рамках сопряжения, а также по подготовке «дорожной карты» взаимодействия с КНР. Для Казахстана наиболее интересны для сотрудничества энергетическая, транспортная и телекоммуникационная сферы.

Фундаментом для сопряжения ЕвразЭС и ЭПШП призвано стать разрабатываемое соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕвразЭС и КНР. На мой взгляд, заключение такой договоренности позволит странам-членам ЕвразЭС выйти на более высокий уровень торгово-экономических отношений с Китаем и будет способствовать укреплению взаимовыгодного сотрудничества во многих сферах экономики. Это соглашение должно стать основным инструментом экономического взаимодействия между ЕвразЭС и КНР, при этом эффективно дополняя сотрудничество и существующие отношения на двустороннем уровне.

В сентябре 2015 года, в рамках официального визита Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Китай, главами государств двух стран была подписана Совместная декларация о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства. В документе положено начало совместному развитию сотрудничества в сопряжении Новой экономической политики Казахстана «Нұрлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути».

Для успешного сопряжения казахстанской и китайской инициатив уже предприняты такие шаги, как эксплуатация логистического терминала в порту Ляньюньган (через него проходит порядка 250 тыс. контейнеров, а в ближайшем будущем планируется удвоить объемы), строительство автодороги «Западная Европа – Западный Китай», запуск международного центра «Хоргос» и другие.

Говоря о проекте «Западная Европа – Западный Китай», стоит отметить его важность, как для Казахстана, так и для региона в целом. Ожидается, что по итогам реализации проекта значительно сократятся и расстояние, и время транспортировки грузов из Китая в Европу. Время в пути по коридору «Западная Европа – Западный Китай» составит около 10 суток. Для сравнения: «Трансиб» занимает 14 дней, а путь через морской коридор - 45.

Ожидается, что к концу реализации проекта объем перевозок по данному международному коридору составит порядка 34 млн. тонн грузов. Построенные дороги увеличат пропускную способность машин в 1,5 раза, транспортные и транзитные перевозки ускорятся в два раза, время пребывания в пути сократится в 1,5 раза.

Уверен, что сопряжение стран ЕвразЭС с проектом ЭПШП позволит нашим государствам выйти на более высокий уровень торгово-экономических отношений, повысит уровень инвестиционной привлекательности и будет способствовать упрощению торговли на всем Евразийском пространстве.

Казахстан, будучи активным сторонником интеграционных процессов, и впредь намерен поддерживать инициативы по сопряжению с ЭПШП, направленные на интенсификацию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Сообща мы можем более уверенно противостоять кризисным явлениям в мировой экономике, легче преодолевать разного рода барьеры.