На поворотах «Шелкового пути»

« Назад

На поворотах «Шелкового пути» 27.07.2017 11:50

 

 

 

 

 

 

 

14-15 мая в Пекине состоялся форум «Один пояс, один путь», в котором участвовали главы России, Аргентины, Шри-Ланки, Беларуси, Чили, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кении, Лаоса, Филиппин, Швейцарии, Турции, Узбекистана, Вьетнама, Камбоджи, Эфиопии, Фиджи, Греции, Венгрии, Италии, Малайзии, Монголии, Мьянмы, Пакистана, Польши, Сербии и Испании1. Руководители этих стран прибыли в Пекин с конкретными предложениями. И именно между этими странами будут распределены очередные китайские инвестиции, которые в 2013-2016 гг. составили около $60 млрд., а в ближайшем будущем предусмотрено инвестировать еще $14.5 млрд.

В странах, находящихся по протяженности вышеупомянутого пути и прилегающих к ней территориях, китайцы строят железную дорогу, автомагистрали, порты, нефтепроводы, газопроводы, заводы и пр. (см. Рис. 1). Такая активность обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Китай пытается стать новым экономическим полюсом, чтобы суметь создать свою команду, что позволит Пекину не подвергаться экономической блокаде в случае возможной конфронтации с Западом.

2. В последние годы заметны тенденции замедления китайской экономики. Только в 2016 г. внешняя торговля Китая сократилась на 0,9%. Т.е. сократился спрос на китайскую продукцию. В рамках «Одного пояса, одного пути» Китай предоставляет кредиты или делает инвестиции в третьих странах, чтобы они осуществили собственные экономические программы. Данные страны на эти кредиты приобретают китайскую технику и технологии, либо в случае совместных программ Китай на собственные средства строит порты, железные дороги и пр. В дальнейшем именно по этим коммуникациям будет перевозиться также китайская продукция уже с привилегированным статусом.

3. Предоставляя кредиты и делая масштабные инвестиции в развивающихся или столкнувшихся с трудностями странах, Китай обеспечивает для себя также определенное политическое влияние, становясь их надежным партнером и основным инвестором. А это может предположить также появление в дальнейшем китайских военных кораблей в построенных КНР в этих странах портах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. 

Китайское видение собственной инициативы2

 123

 

Особенности инициативы Китая

1. Инвестиции можно получить только в том случае, если данная страна представит Пекину хорошо рассчитанную бизнес-программу. Обращающаяся сторона должна доказать китайцам, что в случае результата, который будет получен благодаря предоставленным суммам или китайской технике или технологиям, Китай получит прибыль.

2. Страны разделены на условные группы. Каждая страна должна также изучить, из каких программ, предусмотренных для той или иной группы в соответствии с ее экономическими мощностями и возможностями, сможет получить грант.

3. Уже начерченные для «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути» карты ничего не значат. В инициативе могут участвовать все страны, которые в состоянии представить хорошие бизнес-программы.

4. Предусмотрен также специальный фонд для маломощных стран. Китай готов предоставить «безвозмездную» помощь тем странам, которые не в состоянии самостоятельно представить серьезные программы. Китай может предоставить этим странам снятую с производства, не пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынке технику – тракторы, автобусы, стиральные машины и пр. Этим шагом Китай намерен «списать» устаревшие товары с надеждой на поставку их запчастей в дальнейшем. Это может стать одним из рычагов мягкой китайской политики, посредством которой Пекин выиграет дивиденды в данных странах.

Таким образом, Китай пытается создать новую экономическую сеть, где будет сбывать свою продукцию, посредством инвестиций и предоставления кредитов создаст зону влияния для реализации собственных политических и экономических устремлений. Оказавшиеся на этой территории страны по собственной воле или под диктовку Запада не смогут отказаться от сотрудничества с Китаем.

А что выиграют малые, средние и крупные страны в случае присоединения к инициативе Китая? Многие страны, в частности, в Восточной Европе, Азии и Африке, все еще полностью не восстановились, либо находятся в экономическом кризисе. Участвуя в программе и получая инвестиции, эти страны смогут восстановить свою экономику и укрепить свою безопасность и государственность. Они множеством экономических звеньев свяжутся со второй экономикой мира, получат созданные ею современные технологии. Страны, которые с успехом реализуют предусмотренные программы, получат значительные экономические выгоды. Правда, инициатива «Один пояс, один путь» определенным образом увеличит влияние Китая в этих странах, но они получат возможность довести свой голос до Пекина. Это в случае удачи.

А что потеряют участники инициативы «Один пояс, один путь»? Неудачники, которые растратят полученные суммы, вынуждены будут оказать определенные услуги Китаю, например, вынуждены будут голосовать в международных структурах по его указанию, либо передадут ему военные базы, месторождения полезных ископаемых стратегического значения и пр.

Греция показала пример преобразования страны из постоянно просящей помощь в делающую конкретные и действенные предложения на международной арене. По приглашению руководства Китая для участия в форуме «Один пояс, один путь» в Пекин прибыл премьер-министр Греции. Китай перестраивает один из находящихся в Средиземном море греческих портов, благодаря чему в ближайшем будущем Греция станет одним из морских мостов, связывающих Китай с Европой. Т.е. не китайцы заинтересовались убыточным греческим портом, а греки представили китайцам убедительную бизнес-программу и получили деньги. После перестройки порт принесет прибыль, как грекам, так и китайцам.

А что может сделать Армения?

1. Серьезно изучить инициативу «Один пояс, один путь»;

2. Создать профессиональную команду, которая проведет мониторинг сферы и представит результаты правительству;

3. Попытаться получить у Китая инвестиции для сельского хозяйства, с условием, что вместо полученной техники и инновационных технологий Китаю будут поставляться фрукты и овощи. Требуется, чтобы они не содержали химических добавок и были выращены на «чистых землях», далеких от химических заводов и отходов. Такая продукция может иметь успех в Китае, где высокий уровень загрязненности земли и воздуха. По той же логике можно также получить инвестиции для производства мясной продукции (в Китае особенно высок спрос на говядину). В этом случае также нужно отметить, что мясная продукция будет без химических добавок;

4. Организовать специальную программу, в ходе которой в РА будут приглашены китайские специалисты. Показать им, что в РА рабочая сила дешевле, чем в Китае и ряде южно-азиатских стран. В случае производства в Армении у них будет возможность продавать продукцию также в Евразийском экономическом союзе.

5. Предложить Китаю восстановить и модернизировать оставшиеся от Советского Союза химические заводы и институты, поскольку химическая продукция все еще пользуется спросом во многих постсоветских странах и может продаваться в Евразийском экономическом союзе. Армения получит рабочие места, Китай – прибыль.

6. Организовать прямые авиарейсы Ереван-Пекин-Ереван, Ереван-Шанхай-Ереван, Ереван-Гуанчжоу-Ереван. Этот шаг облегчит въезд армянских предпринимателей в Китай, увеличится число китайских туристов. Кстати, поскольку в Китае есть большой интерес к христианству, в случае правильной рекламы, полагаю, многие заинтересуются поездкой в РА, первой в мире принявшей христианство в качестве государственной религии. Не исключено, что интерес могут вызвать также экотуризм и идея вдыхать «свежий воздух». Это будет возможно, если сократится время полетов и цены на авиабилеты, Армения на должном уровне будет рекламироваться в Китае.

7. До сих пор даже при получении визы в Китай граждане РА обязаны платить деньги, иметь дело с бюрократической волокитой для приобретения отдельной визы в Гонконг. Тогда как граждане других стран, имея китайскую визу, получают возможность путешествовать по всей территории Китая, в том числе в Гонконге. А граждане ряда стран, находящихся в «специальном списке» (Афганистан, Армения, Сомали), при посещении Гонконга сталкиваются с волокитой. Нужно изъять РА из этого списка и вернуть в список «нормальных стран», чтобы и граждане РА при получении визы в Китай легко въезжали также в Гонконг, считающийся международным центром финансовых и инновационных технологий.

 

1 http://www.xinhuanet.com/world/brf2017/.

2 Карта скачана с сайта https://www.csis.org/.

 

Мгер Саакян, Институт международных отношений Нанкинского университета

 

Источник