Политика Китая в вопросах национальностей и автономий

« Назад

Политика Китая в вопросах национальностей и автономий 21.10.2020 13:00

Согласно Конституции современный̆ Китай̆ — это унитарное государство, на территории которого проживает более пятидесяти этносов. Среди них народ хань, самый большой по численности (более одного миллиарда человек) на протяжении более пяти тысяч лет является государствообразующей нацией.

История правления китайских династий показывает, что высшей политической целью Китая всегда было создание единого многонационального государства. Система национальных автономий сложилась исторически, и права автономий были приняты в частности «по обычаю».

Пересмотр идей федерализма с перспективой создания единого мощного государства должен был способствовать объединению всей территории Китая, предотвращению волнений национальных групп и возможности отделения и создания ими собственных государств. Китайские власти обосновали отход от идеи национального федерализма тем, что многие малые народы не имеют своей этнической территории. Поэтому политико-территориальное деление стало возможным лишь в виде районных автономий.

В настоящее время национальные автономии – это не просто система административно-территориального устройства, но и особая форма решения национального вопроса, основа национальной политики Китая.

Власти Китая убеждены, что все действия, связанные с политикой, которую они проводят в стране, направлены на формирование гражданской нации. Теоретические основы построения единой китайской нации (гражданственности) заключаются в следующем:

- консолидация всех проживающих на территории КНР народов;

- развитие патриотизма;

- формирование общегражданской идентичности;

- взаимозависимость и взаимопомощь ханьского населения и национальных меньшинств.

Площадь всех автономных территории занимает около 64% всей территории страны.

Из признанных 55 этнических меньшинств 44 имеют автономные территории.. Но из-за своей рассредоточенности около 10 этнических объединений, включая узбеков, татар, русских – не смогли получить автономий.

Национальные меньшинства в основном заселяют территории, которые считаются стратегически важными районами, так как это приграничные территории, и к тому же, богатые природными ресурсами. Учитывая значение данных территорий, особенно СУАР, власть Китая большое внимание уделяет контролю над данными районами, так как не исключается опасность того, что основное население региона может попасть под влияние близких этнически и религиозно иностранных сил.

Многоступенчатая система национальных автономий была заимствована коммунистическими властями Китая из Советского Союза. Подобно тому как в СССР существовали союзные и автономные республики, а в них – автономные области и округа, устроена система автономий и в Китае.

Первым уровнем выступают автономные районы (АР, англ. autonomous regions). Их пять, и именно они нанесены на все карты административно-территориального деления КНР: АР Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский и Гуанси-Чжуанский.

Районная национальная автономия рассматривается в Китае как «основная политика в решении национального вопроса» и «важный компонент политической системы государства».

Второй уровень – автономные округа (АО, англ. autonomous prefectures), которые на обычной карте уже не представлены.

Третий уровень – автономные уезды (англ. autonomous counties).

Четвертый уровень национально-территориальных единиц – национальные волости.

Классическим примером территориальной единицы низшего порядка является Шивэй-Русская национальная волость на севере Внутренней Монголии. Центр волости – село Шивэй на берегу р. Аргунь, напротив российского села Олочи Забайкальского края. Площадь волости – 4,3 тыс. кв. км, население – 4,1 тысячи жителей, из них русских – 1,8 тысячи человек. Эти «русские» достаточно специфичны: в устном и письменном общении они полностью перешли на китайский язык, но у них сохранились национальное самосознание, православная вера, песни, танцы, праздничные обычаи, бытовые и поведенческие особенности.

Национальные меньшинства в Китае имеют крайне широкий спектр прав и свобод в условиях действующей политической системы. Согласно конституции, этническим группам, проживающим в национальных автономиях, предоставляются существенный льготы, которые не распространяются на представителей титульной нации Китая – хань.

На меньшинства не распрос