Роль ШОС в противодействии терроризму в Азиатском регионе

« Назад

Роль ШОС в противодействии терроризму в Азиатском регионе 19.10.2020 12:28

Тема моего выступления связана с ролью Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в деле противодействия терроризму в Азиатском регионе. Как мы знаем, в ШОС входят и  Китай, который мы сегодня обсуждаем, и Россия и Пакистан. Более того, после утверждения на саммите ШОС в 2017 году решения о принятии Индии и Пакистана в качестве полноправных членов организация объединяет уже половину населения планеты, и ее роль на пространстве Евразии и в мире в целом в перспективе, по всей вероятности, будет только расти. Отметим, что для Китая пример ШОС беспрецедентен во всей политической истории: до вступления в ШОС Китай не вступал в политический альянс ни с одним государством мира.

К числу ключевых направлений деятельности ШОС относится коллективное противодействие экстремизму и терроризму, и за прошедшие годы организация смогла накопить значительный опыт в этой области. Стержневую роль в борьбе с террористической угрозой на пространстве ШОС играет специализированный орган – Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС). 

Говоря о проблеме Синьцзян-уйгурского автономного района Китая, можно выделить уйгурский терроризм, как одну из базовых проблем, которые приходится решать Китаю на своей территории. Эта проблема рассматривается руководством Китая не только как проблема внутренней политики государства, но и как угроза безопасности регионального масштаба. Как уже указывалось, борьба с религиозным экстремизмом и международным терроризмом является одним из приоритетов политики ШОС, причем члены данной организации солидарны с Китаем в вопросе противодействия как уйгурскому национализму и сепаратизму, так и религиозному экстремизму и международному терроризму.

Часть китайской государственной границы в СУАР проходит с Пакистаном, с которым поддерживаются стабильные партнерские отношения. Китай видит в этом важный баланс для регулирования отношений с государствами Южной Азии, особенно Индией. С Пакистаном Китай осуществляет совместные проекты использования угольных месторождений в Пакистане, строительства и эксплуатации глубоководного порта Гвадар (сдан в эксплуатацию в 2007 году), через который Китай может получать нефть из стран Ближнего Востока. Реализуются проекты дорог: расширение  автострады из СУАР (г. Кашгар) в Гвадар, строительство железной дороги Кашгар – Гвадар и другие. 

С приходом к власти в Афганистане талибов, как в Центральной Азии, так и непосредственно в самом СУАР стали еще более активно распространяться разнообразные радикальные исламистские организации и группировки. Угроза исламского экстремизма и радикализма стала для Китая вполне реальной.  Что касается Ислабада, то хорошие отношения с Пакистаном для Китая имеют большое значение для контроля ситуации с исламистскими террористическими и экстремистскими группами практически в китайском приграничье. В свою очередь, Пакистан не раз заявлял о своей непричастности к терактам, совершенными «Исламским движением Восточного Туркестана» и неоднократно выражал намерение оказать поддержку правительству Китая в борьбе с боевиками данного движения. Поддерживать боевиков, осевших на территории Пакистана, Исламабаду совершенно не выгодно. Для Пакистана СУАР является не террористическим полигоном, а платформой для укрепления экономических связей с Китаем. 

Пакистан для китайской провинции СУАР является выходом в Индийский океан через пакистанский порт Гвадар, переданный пакистанскими властями в управление китайской государственной компании. Следовательно, дестабилизировать Синьцзян — это значит отсечь Китай от Пакистана, и, таким образом, от выхода в Индийский океан. 

Необходимо отметить, что государства-члены ШОС не раз подчеркивали важность неприятия любых форм терроризма и национального сепаратизма и согласованность подходов в борьбе с сепаратистской и террористической деятельности на территории своих государств. Сегодня как раз обсуждается вмешательствах США во внутренние дела Китая через активизацию сепаратистских тенденций в Синьцзян-уйгурском автономном районе. И в этом отношении вопросы суверенитета государств-членов ШОС являются общими для всех стран-участников организации. Более того, это один из основополагающих принципов  ШОС - соблюдение невмешательства во внутренние дела ее членов и соблюдение их национального суверенитета. Государственный суверенитет – это важнейшая ценность международной политики, которую нужно всячески укреплять и отстаивать. 

 

 Джафар Мухамад, политолог, эксперт по вопросам политики в Азии (Пакистан).