Россия и Китай: общие ценности и взаимопроникающая модернизация

« Назад

Россия и Китай: общие ценности и взаимопроникающая модернизация 28.07.2017 11:10

 

 

 

5 июля 2017 г. на территории Пекинского нефтяного университета в ходе выступления А.В. Посадского (профессор Смольного института Российской академии образования, представитель Ассоциации православных экспертов) представил китайским государственным служащим, предпринимателям и профессорам свое видение о необходимости углубления российско-китайского диалога и сотрудничества на основании традиционных исторических ценностей, присущих обеим странам. В первую очередь речь идет о православном и конфуцианском блоке ценностей, глубоко соприкасающихся в этическом измерении.

А.В. Посадский особо подчеркнул, что Россия и Китай могут выработать совместную стратегию ценностного развития и взаимодействия, и тем самым противостоять вызовам однополярной глобализации. Такая стратегия должна иметь своим основанием позиционирование России и Китая в качестве образцовых культурных держав и государств-цивилизаций, ведущих эталонный культурный диалог. По его мнению, наши государства способны к глубокому взаимодействию, а также к ценностному и нравственному единению.

В контексте подобной стратегии Россия и Китай могут быть представлены не просто как суверенные государственные образования, но и как непрерывно взаимодействующие культурные миры, демонстрирующие в ходе глубинного взаимодействия всему миру глобально значимый ценностный ресурс, и в силу этого способные эффективно противостоять однополярной глобализации, разрушающей традиционную культуру. Ниже приводятся тезисы доклада А.В. Посадского.

В настоящее время Россия и Китай достигли беспрецедентного уровня сотрудничества. Прежде всего, речь идет о стратегическом экономическом и технологическом сотрудничестве. Экономическое и технологическое привилегированное партнерство между Россией и Китаем требует прочной основы - стратегического. Сегодня императивом российско-китайского сотрудничества является реализация единой ценностной платформы как источника и ресурса для совместного развития. Осознание укоренения экономического и технологического сотрудничества между Россией и Китаем в пространстве общих ценностей, развитие российско-китайских отношений как морального союза между народами не только может привести российско-китайское сотрудничество к новому уровню содержания стратегической глубины, Но и стать основой совместного морального лидерства в этом столетии.

Союз России и Китая должен основываться на ценностно-этической близости, на доверии и близких моральных принципах. Он должен быть нормативным, идти от общественной жизни, от ценностей и морали. Он не должен быть узко прагматичным. Сегодня значение нормативных факторов растет в формировании союза России и Китая. Стратегически важно согласовать моральные основы нашего взаимодействия, которые служат основой для всех других договоров между народами. Стратегически важно обрести общее пространство морального понимания.

Важно полностью оценить ценность близости двух стран. Важно развивать идею ценности, моральной близости двух стран не только от государств. Он должен быть не только частью государственной политики, но и развиваться из социальной среды. Он должен развиваться из сообщества. Чрезвычайно важно формирование совместных российско-китайских общественных гуманитарных проектов. Важно сближение гуманитарных и экспертных сообществ двух стран. Эти сообщества должны разработать общий концептуальный, аксиологический и моральный язык, общие ответы на текущие проблемы. Мы не говорим о официальных конференциях, а о раскрытии общих моральных и стоимостных позиций в межстрановом общении и международном пространстве. Необходимо создать единое моральное и ценностное российско-китайское пространство, общий мир жизни, действующий как Фонд всех форм взаимодействия. Общий моральный язык, общепризнанный мир - вот главный приоритет сотрудничества Пекина и Москвы.

Россия и Китай являются странами самой глубокой нравственной культуры. Китайскую цивилизацию можно охарактеризовать как цивилизацию глубоких духовных и нравственных обычаев. Моральные поиски - это жизненные принципы китайской цивилизации. Китайская культура характеризуется пантеизмом. Он ориентирован на этические вопросы, вопросы построения нравственного общества и государства. И мы говорим о желании разработать принцип глобальной, всечеловеческой этики. Конфуцианство занимается вопросом об истинных основах общественной жизни. Общественность рассматривается в конфуцианстве как моральный императив. Социальная жизнь основана на моральных законах. Они регулируется моральными примерами, правилами, убеждениями. Политика государства рассматривается на основе моральных принципов. Управление государством подразумевает развитие нравственности. Искусство управления - это моральное искусство. Это связано с наличием ролевых моделей и процессом улучшения. Китайская культура - это культура высоких моральных идеалов. Китайская культура - это этическая система, которая обеспечивает основу для стабильности, мира и согласия.

Пантеизм присущ русской культуре. Это присуще российской цивилизации. Моральная доминанта русской культуры формировалась под влиянием православной духовности, которая всегда была ориентирована на идеал нравственного совершенства человека и вселенной. Именно в сфере морального поиска русская и китайская культуры вступают в контакт. Именно здесь очевидна их глубокая близость, родство, общий духовный язык.

Китай и Россия - это миротворчество, миростроительство цивилизаций. Их объединяет глубокая историческая память, уважение к истории и традициям. Их объединяет присутствие моральных доминантов в культурной и цивилизационной жизни. У Китая и России есть все основания объединяться во имя общего дела - трансформация космоса, развитие науки и техники, основанная на великих культурных традициях, содержащиеся в них моральные ценности. Речь идет о проекте трансформирования мира не только с сохранением духовного наследия, но и с изучением духовного наследия как источника развития современного мира. Духовное наследие России и Китая может и должно стать источником современного трансформационного развития.

Сегодня Россия и Китай реализуют проекты суверенных модернизаций. Без модернизационных движений наши страны не сохраняются в современном мире. Речь идет о скоординированных модернизациях, модернизациях, которые воплощают стратегическое взаимодействие, модернизацию пересекающихся, взаимопроникающих, открытых друг к другу. Это взаимопроникновение способствует интенсификации движения процессов модернизации двух стран. С сохранением технологических суверенитетов формируются общие области модернизации, общие пространства модернизационного движения России и Китая. Важно отметить общую экологическую ответственность, необходимость совместного решения проблем экологической безопасности. Решение вопросов экологической безопасности вместе невозможно без формулирования общего понимания экологической этики, общих моральных подходов к человеку и миру.

При рассмотрении экологических проблем важно не попасть в ловушку постиндустриальных обществ. Эти теории направлены на сдерживание технологического и научного развития стран и народов, они экспортируются в целях неоколониальной политики западных стран и направлены на демодернизацию, деиндустриализацию стран и народов. Решение экологических проблем сегодня возможно благодаря гипериндустриализации - дальнейшему развитию науки и техники, передовым интеллектуальным технологиям. Решение экологических проблем должно быть в рамках гиперпромышленного технологического порядка. Гиперпромышленное развитие невозможно без учета экологического фактора. И здесь важна теория экологической модернизации, означающая экологически ориентированную модернизацию, сочетание экономического роста и рационального развития промышленности, основанного на экологическом императиве. Экологическая модернизация может быть определена как супериндустриализация, синхронизация экономического роста с улучшением естественных условий жизни, связывание роста экономики и роста экологического благосостояния. Экологическая модернизация направлена на формирование экологически эффективной отрасли, сочетание экологической и экономической рациональности, экологизации промышленности, минимизации экологических рисков.

 

А.В. Посадский