ШОС

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - это международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. 10 июля 2015 г. было объявлено о начале процедуры вступления в ШОС Индии и Пакистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996 - 1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн км², то есть 60% территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 3 млрд 40 млн чел. (2015 г.), то есть половина населения планеты. Экономика КНР – это вторая экономика мира по номинальному ВВП, первая с 2014 г. по ВВП по паритету покупательной способности.

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, а также научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены еще в 1960-х годах, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешила территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась, появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.

В 1996 г. была образована «Шанхайская пятерка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве (1997 г.), Алма-Ате (Казахстан, 1998 г.), в Бишкеке (Киргизия, 1999 г.) и в Душанбе (Таджикистан, 2000 г.). Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. А также появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной.

В 2001 г. был проведен саммит в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятерки».

Встреча глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов - Декларации глав государств - членов ШОС и Хартии ШОС в качестве базовых документов организации.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 г.) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС), соответствующее соглашение о создании которой было подписано годом ранее в Санкт-Петербурге. Главами стран-участниц были затронуты вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности особое внимание ими было уделено деятельности радикальной организации «Хизб ут-Тахрир». Среди 30 подписанных тогда документов были положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

По итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 г. она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 г.) были подписаны Ташкентская декларация, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счет приема в качестве наблюдателя Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведенной в 2005 г. помимо нового пакета договоров и конвенций была подписана Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации ее членов.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 г.) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов ШОС. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС – президент Монголии Намбарын Энхбаяр и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя этой организации были представлены министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 г. на встрече в Екатеринбурге главы государств — участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Белоруссии.

28 апреля 2010 г. был подписан Меморандум о предоставлении Белоруссии статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Белоруссии.

7 июня 2012 г. лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу.

10 июля 2015 г. был дан старт процедуре приема в состав ШОС Индии и Пакистана.

Согласно ст. 1 основополагающего документа ШОС — Хартии от 7 июня 2002 г. основными целями и задачами ШОС являются:

  • укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
  • взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
  • совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

В рамках организации были учреждены следующие органы:

  • Совет глав государств (СГГ);
  • Совет глав правительств (СГП);
  • Совет министров иностранных дел (СМИД);
  • Совещания руководителей министерств и ведомств;
  • Совет национальных координаторов (СНК);
  • Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
  • Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый генеральным секретарем.
  • Межбанковское объединение (МБО);

 

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств - членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) – это постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС.

Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Межбанковское объединение (МБО) было создано в ходе заседания Совета глав правительств (СГГ) в 2005 году как инструмент содействия в реализации проектов экономического сотрудничества, которые утверждены государствами ШОС. В состав членов МБО вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 г., на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 г., после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Члены ШОС: Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Пакистан.

Государства-наблюдатели организации: Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия.

Партнеры по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка.

ШОС имеет соглашения о партнерстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН.

Форум ШОС

Форум Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) является многосторонним, общественным консультационно-экспертным механизмом, образованным для содействия и научной поддержки деятельности ШОС, развития взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС, проведения совместных исследований по актуальным вопросам круга ведения Организации, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС, расширения ее связей с научными и общественными кругами, а также поощрения обменов мнениями между учеными и экспертами в сферах политики, безопасности, экономики, экологии, новых технологий, в гуманитарной и других областях.

Форум строит свою деятельность, исходя из принципов Хартии ШОС, на основе законодательства государств-членов ШОС и Регламента. Форум работает в тесном взаимодействии с Секретариатом ШОС, Советом национальных координаторов, МИДами государств-членов.

Форум ШОС был учрежден на заседании, состоявшемся в Москве, в МГИМО(У) МИД России  22-23 мая 2006 г. Место его учреждения не было случайным: одним из инициаторов создания Форума ШОС выступил Александр Лукин, директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России.

Указанный форум является аналитической структурой Шанхайской организации сотрудничества. Он представляет собой многосторонний консультационно-экспертный механизм, образованный для содействия и научной поддержки деятельности ШОС, развития взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС, проведения совместных исследований по актуальным вопросам Организации, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС, расширения ее связей с научными и общественными кругами, а также поощрения обменов мнениями между учеными и экспертами в сферах политики, безопасности, экономики, экологии, новых технологий, в гуманитарной и других областях. 

В состав Форума входят по одному авторитетному научному учреждению от каждого государства-члена ШОС, которые определяются согласно их внутренним процедурам. Эти учреждения имеют статус Национального исследовательского центра ШОС. В настоящее время статус Национального исследовательского центра – члена Форума ШОС имеют следующие учреждения: Международный институт современной политики (Республика Казахстан); Китайский институт международных проблем; Институт стратегического анализа и оценки при Президенте Кыргызской Республики; Центр исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России; Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан; Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан. 

Основными задачами Форума ШОС являются:    

– установление связей, обмен опытом и материалами исследований между научно-исследовательскими, политологическими центрами и высшими учебными заведениями государств-членов ШОС и ее наблюдателей, других государств и организаций, проявляющих заинтересованность в сотрудничестве с ШОС в различных областях;

– проведение исследований и подготовка аналитических и прогнозных материалов, рекомендаций, касающихся отдельных сторон деятельности ШОС, для повышения эффективности работы Организации;

– участие в экспертизе проектов в рамках многосторонних программ сотрудничества ШОС;

– подготовка и проведение международных симпозиумов, семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов» и других мероприятий по вопросам, представляющим интерес для ШОС;

– публикация материалов исследований и мероприятий, проведенных под эгидой Форума.

Форум ШОС проводит ежегодные заседания. Национальные делегации формируются Национальными центрами, в их состав входят наиболее авторитетные эксперты по ШОС из различных учреждений соответствующего государства. На заседания Форума, как правило, приглашаются также представители Секретариата ШОС, МИДа и дипломатических представительств государств-членов, экспертных кругов государств-наблюдателей, партнеров по диалогу ШОС, а также других заинтересованных государств. Место проведения очередного заседания Форума определяется в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС. Председателем Форума в течение срока, начинающегося со дня завершения последнего очередного заседания Форума и завершающегося днем очередного заседания Форума, является руководитель Национального центра государства-члена ШОС, где проводится его очередное заседание. Председатель Форума представляет Форум на всех уровнях.

Научные центры, изучающие ШОС:

  • Центр исследований ШОС Шанхайской академии общественных наук;
  • Центр стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС Института Дальнего Востока РАН;
  • Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии АОН КНР;
  • Китайский институт современных международных отношений;
  • Российский институт стратегических исследований;
  • Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан;
  • Центр России и Центральной Азии Фуданьского университета (КНР);
  • Институт исследований социального развития Евразии Центра исследований развития при Госсовете КНР;
  • Центр политических исследований (Узбекистан)
  • Центр российских исследований Педагогическго университета Восточного Китая.

 

Центр Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России

Центр исследований Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества образован в составе Института международных исследований в январе 2004 г. Основная деятельность Центра – изучение политических, экономических интеграционных и других процессов в Восточной Азии, включая территорию российского Дальнего Востока, а также в зоне деятельности Шанхайской организации сотрудничества.

За последние годы Центром проведены следующие научные мероприятия: круглый стол «Демографическая ситуация и миграционная политика на российском Дальнем Востоке: безопасность, интеграционные процессы, соотечественники за рубежом» (декабрь 2004 г.),  «Актуальные проблемы российско-китайских отношений и пути их решения» (декабрь 2005 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения» (декабрь 2006 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Россия и многосторонние структуры АТР» (декабрь 2008 г.). С 2005 г. ежегодно осенью Центр совместно с Японской ассоциацией культурных связей с зарубежными странами проводит в МГИМО(У) российско-японскую конференцию под общим названием «В поисках новых путей развития Евразии» (до 2007 – «Развитие и стабильность в Северо-Восточной Азии»), в которой принимают участие ведущие российские и японские ученые и журналисты-международники.

Дважды Центр исследований Восточной Азии и ШОС отвечал за организацию секции АТР на Конвентах Российской ассоциации международных исследований (РАМИ).  В мероприятиях, подготовленных Центром, активно участвуют ведущие специалисты из научных и практических организаций России и многих стран мира.

В 2006 г. Центр исследований Восточной Азии и ШОС выступил инициатором создания Российского общественного научно-экспертного совета по ШОС, в состав которого вошли специалисты-эксперты по проблематики ШОС из ведущих российских научных и практических организаций. Председателем Совета был избран ректор МГИМО(У), академик РАН А.В. Торкунов. Совет проводит ежегодные заседания, на которых обсуждаются вопросы развития ШОС, вопросы деятельности Форума ШОС, а также согласовывается российская позиция на очередном заседании Форума ШОС.